Рубрики
Статьи

Новации ЦБ напугали банкиров

Новации ЦБ напугали банкиров
Новации ЦБ напугали банкировНовый документ регулирует порядок резервирования денежных средств под кредиты коммерческих банков в Банке России. По мнению сотрудников ЦБ, проект соблюдает преемственность основных подходов и принципов формирования и использования резервов на возможные потери по ссудам, изложенных в действующей инструкции ЦБ от 30.06.97 № 62а «О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам». В то же время проект содержит принципиально новые моменты. Во-первых, расширен предмет регулирования: понятие «ссудная задолженность» заменено на «кредитное требование».
КРЕДИТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ включают в себя требования на получение денежных средств по приобретенным правам, по закладным, на получение долговых и долевых ценных бумаг, предоставленных в виде займа, по продаже/покупке имущества с рассрочкой поставок/платежа, по аккредитивам, к контрагенту по сделке по приобретению ценных бумаг с обязательством их обратного отчуждения.
Во-вторых, проект классифицирует пять групп риска вместо четырех. При этом предусмотрено, что резерв по первой группе кредитных требований не формируется, так как возможность потерь отсутствует.
И третье — согласно новому проекту, оценка качества кредитного требования на предмет возможных потерь осуществляется банком на основе анализа финансового состояния заемщика и качества обслуживания контрагентом долга. Этот принцип и вызывал большинство претензий со стороны кредитных организаций.
В действующей сейчас инструкции при резервировании средств под кредит основное внимание уделяется наличию ликвидного обеспечения по кредитному требованию. С принятием нового положения наличие обеспечения по кредитному требованию не будет рассматриваться как фактор, влияющий на оценку уровня кредитного риска по кредитному требованию. Самое главное — устойчивость положения предприятия.
Теперь банкиры удивляются — почему предприятие с хорошим обслуживанием долга и высоколиквидным обеспечением, но с плохим финансовым состоянием должно относиться к безнадежным? «Формализованный показатель «финансовое состояние заемщика» наиболее полно характеризует кредитоспособность, — говорит первый заместитель гендиректора ОАО «Липецккомбанк» Ольга Митрохина. — В то же время, исходя из практического опыта работы с нашими клиентами, мы считаем, что зачастую качество обслуживания заемщиком своего долга является более значимым показателем при оценке кредитного риска, чем его финансовое состояние».
Этой точки зрения придерживаются многие представители банковского сообщества. Оценка финансового состояния, по их мнению, не может рассматриваться в качестве классификационного критерия при определении группы риска по кредитным требованиям. Это связано прежде всего с тем, что официальная бухгалтерская отчетность подавляющего числа заемщиков — юридических лиц не отражает реального положения дел. Не секрет, что финансовая отчетность, составленная по российским стандартам, ориентирована прежде всего на налоговые органы, а отчетность, составленная по международным стандартам, — на внешних инвесторов. Скорее всего разработчики нового проекта опирались на западные методики.
Кредит для тех, кому не нуженКонечно, новый документ нацелен на кредитование финансово устойчивых предприятий. Но они, как правило, в кредитовании и не нуждаются. «Положение ориентировано на работу очень крупных банков и кредитование и без того «благополучных» отраслей экономики», — считает первый заместитель председателя правления АКБ «Капиталбанк» Михаил Сосин.
Основными получателями кредитов в банке являются предприятия, ориентированные в своем развитии на перспективу (посреднические организации, торговые фирмы, обладающие возможностью быстрого возврата полученных кредитов). Балансы таких заемщиков имеют существенное отличие от баланса реально работающего предприятия — они фактически «пустые». Анализировать в таких балансах, как правило, нечего.
«В новом Положении очень жестко прописано, какие коэффициенты рентабельности должны быть у предприятия, насколько оно должно быть стабильно для того, чтобы банк смог выдать ему кредит», — поделился своим мнением с журналом Выбери.by Арсен Давтян, ведущий специалист финансово-кредитного управления банка «Тверь». — Но реальная экономическая ситуация в регионах такова, что часть предприятий не подходит под этот стандарт. Значит, банкам придется отказываться от клиентов, чья финансовая отчетность недостаточно хороша — даже от проверенных и надежных. Либо надо будет создавать дополнительные резервы».
Возможно, принятие документа должно стимулировать российские предприятия к составлению реальной отчетности, что связано с предстоящим переходом на МФСО. Однако, по мнению специалистов, предприятия скорее будут идти в обход вновь принятым нормам. К примеру, для кредитования «неподходящих» заемщиков может быть организована новая посредническая фирма с балансом, отвечающим всем новым требованиям, которая и будет получать от банка кредит, передавая его далее истинному получателю.
Неудобное ПоложениеСогласно проекту Положения, финансовые показатели контрагента анализируются в динамике и в сравнении с аналогичными данными предприятий этой же отрасли. Вместе с тем публикацию и раскрытие отчетности в СМИ осуществляют согласно законодательству акционерные общества. Финотчетность предприятий другой юридической формы является закрытой для банка, и доступ к данным сведениям (например, имеющемся в налоговых органах) правовыми актами не регламентирован. «Получение подробной актуальной информации о заемщике и его контрагентах является довольно проблематичным для банков, — полагает президент ОАО «ЕАТП Банк» Людмила Царева, — на наш взгляд, необходимо правовое регулирование доступа к такой информации, а также конкретизация ее источников».
Вызывает недоумение банкиров и то, что предусматривается оценка кредитного риска по каждому кредитному требованию не реже одного раза в месяц. «В качестве источников информации для оценки кредитного риска контрагента предусмотрен большой объем финансовой отчетности, который должен представляться банку ежемесячно, тогда как отчетность, предусмотренная нормативными актами, составляется ежеквартально», — сетует первый заместитель председателя правления ЗАО «НКБ «Славянбанк»» Татьяна Крюк.
Но и это не все. В проекте четко прописаны рекомендации по анализу финансового состояния предприятий, однако эти рекомендации приемлемы лишь для стандартных балансов. Но существуют и другие хозяйствующие субъекты. К примеру, те же районные или областные администрации, которые имеют нестандартную отчетность. В банках полагают, что общий подход к оценке их финансовой устойчивости неприемлем. Эти же замечания возникают и в вопросе выдачи ссуд субъектам малого предпринимательства, которые зачастую и вовсе не ведут финансовой отчетности. По мнению председателя правления Стройвестбанка Александра Иванова, «принципы, заложенные в требованиях к финансовому анализу заемщика, лишают банк возможности кредитования малого бизнеса». «С одной стороны, государство предоставляет льготный налоговый режим и упрощает отчетность налогоплательщиков, с другой стороны, создает для банков сложности с оценкой реального состояния заемщика», — считает председатель правления банка «Европейский» Богдан Яровой.
Следующим объектом критики стал пункт, согласно которому положительное заключение о финансовом состоянии предприятия невозможно при наличии нереструктурированной задолженности перед бюджетом. Вместе с тем на практике у подавляющего числа предприятий на конец отчетного периода всегда накапливаются долги по налогам. Есть и другие замечания к проекту документа ЦБ. Например, под потребительским кредитованием в Положении понимается кредитование физических лиц сроком до одного года, понятие же долгосрочного потребительского кредита отсутствует. Но реально люди берут ссуды на большие сроки. По мнению банкиров, нецелесообразно ограничивать срок предоставления потребительского кредита одним годом, тем более в связи с развитием такого направления потребительских кредитов, как автокредитование.
Колхоз — дело добровольное?Банкиры считают неправильным, что основные моменты Положения строятся на субъективном мнении. Это неизбежно вызовет разногласия и увеличит вероятность применения мер воздействия к кредитным организациям. Да и в целом Положение делает процедуру формирования банком резервов на возможные потери по ссудам слишком трудоемкой и сложной операцией, плохо поддающейся контролю как со стороны самого банка, так и со стороны других надзорных органов.
Принятие проекта Положения, считают представители банков, в предлагаемом виде приведет к резкому сокращению выдаваемых банками кредитов. «Это негативно отразится на банковской деятельности по кредитованию реального сектора экономики, приведет к резкому ухудшению качества кредитного портфеля, так как ни одно российское предприятие не может удовлетворять требованиям к заемщику, — делится мнением председатель правления КБ «Морской банк» Любовь Денисенко. — На наш взгляд, требования данного Положения в полной мере соответствуют при инвестировании и в некоторой степени завышены при краткосрочном кредитовании». По мнению же Ольги Митрохиной из Липецккомбанка, предлагаемый проект можно было бы рекомендовать банкам как добровольное пособие для определения возможных потерь, которое отдельные кредитные организации могли бы использовать в своей деятельности. «Вызывает тревогу то, как контролирующие органы будут трактовать рекомендации, изложенные в приложениях к новой редакции инструкции № 62а. По практическому опыту работы нам хорошо известно, что в подавляющем большинстве случаев меры рекомендательного характера воспринимаются надзорными подразделениями Банка России как, безусловно, обязательные», — утверждает Ольга Митрохина.