Рубрики
Статьи

«Viberi» Никелированный рейтинг

«Viberi» Никелированный рейтинг
«Viberi» Никелированный рейтингГМК «Норильский никель» впервые получила кредитные рейтинги от двух ведущих международных рейтинговых агентств — Standard & Poor’s и Moody’s. До этого «Норникель» был одной из немногих крупных российских корпораций, не имеющих кредитного рейтинга. Хотя такая практика довольно распространена среди компаний металлургического сектора. Рейтингов нет у таких гигантов, как «Русский алюминий» («Русал»), Сибирско-Уральская алюминиевая компания (СУАЛ) и Уральская горно-металлургическая компания (УГМК). По-видимому, это связано с тем, что металлургические корпорации не устраивает уровень оценки, на который они могут сейчас рассчитывать. Во всяком случае «Русал» не собирается обращаться за получением рейтинга до тех пор, пока не будет существенно улучшен суверенный рейтинг России.
Высокий уровень. S&P; присвоило компании долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне ВВ, прогноз — «стабильный», что на один пункт ниже российского суверенного рейтинга (BB+, «стабильный»). Из корпоративных эмитентов на более высоком уровне по шкале S&P; находятся лишь государственные «Транснефть» и «Российские железные дороги» (их рейтинги равны суверенному). Из частных компаний рейтинг ВВ со стабильным прогнозом имеет лишь «Лукойл», когда-то такую же позицию занимал и «Юкос». Но после предъявления налоговых претензий рейтинг этой компании снижался несколько раз. Теперь он равен лишь CC и находится в списке CreditWatch с негативным прогнозом. На одну ступень ниже «Лукойла» и «Норильского никеля» по шкале S&P; находятся такие крупные эмитенты, как ТНК-BP (BB-, «положительный»), «Газпром», МТС и «Вымпелком» (BB-, «стабильный»).
Агентство Moody’s присвоило «Норникелю» основной кредитный рейтинг на уровне Ва1, что на один пункт ниже суверенного рейтинга России, находящегося на инвестиционном уровне. Рейтинг необеспеченных обязательств компании установлен на уровне Ва2 (на два пункта ниже суверенного). Прогноз по обоим рейтингам — «стабильный». По шкале Moody’s «Норникель» оказался на одну ступень выше «Лукойла». Это позволило компании объявить о том, что по совокупности ее рейтинги — наивысшие среди российских негосударственных предприятий. Однако стоит отметить, что, несмотря на высокий уровень, рейтинги «Норникеля», присвоенные как Moody’s, так и S&P;, все равно относятся к спекулятивной группе.
В своих обоснованиях оба агентства отметили, что рейтинги ГМК «Норильский никель» отражают уникальную ресурсную базу, устойчивое финансовое положение и значительную долю компании на мировом рынке никеля (20%), палладия (44%), платины (12%), меди и золота. В качестве ключевого позитивного фактора для «Норильского никеля» S&P; и Moody’s указывают на уникальные запасы высококачественной комплексной руды. Хотя из-за наличия режима государственной тайны компания смогла лишь частично подтвердить данные по запасам, ссылаясь на оценки независимых экспертов.
Фактор «Юкоса». Интересно, что «Норникель» получил столь высокие рейтинги несмотря на то, что на фондовом рынке многие оценивают его как не самый выгодный объект для инвестиций из-за «олигархических» рисков. Эксперты опасаются, что компания вместе с одним из ее главных акционеров Владимиром Потаниным может быть второй на очереди после «Юкоса» и его главного совладельца Михаила Ходорковского в списке преследования со стороны российских властей. Хотя, как написали в своих обоснованиях Moody’s и S&P;, риски, связанные с политическими событиями в России, были одним из главных сдерживающих факторов при присвоении рейтинга «Норникелю».
Прогнозировать, кто будет следующим кандидатом на претензии со стороны государства, невозможно, но, поскольку существует риск, что такие ситуации в принципе могут возникнуть в Российской Федерации, общий фон странового риска включен в рейтинг «Норильского никеля», пояснила «Ф.» кредитный аналитик S&P; Елена Ананькина. К страновым рискам в S&P; относятся слабость судебной системы, низкое качество публичных институтов, то есть все те факторы, которые играют сейчас в «деле «Юкоса»».
«В то же время мы не включаем риск прямого суверенного вмешательства, потому что оно прежде всего не состоялось. Ведь никто не может с уверенностью сказать, что следующим преследуемым окажется именно «Норильский никель», а раз такой уверенности нет, это не может быть учтено в рейтинге», — заявляет Елена Ананькина. Политический риск заключается в том, что слишком многое зависит от личных отношений между бизнесом и властью, и четких правил игры на этом поле не существует. Поэтому его нельзя исключить практически ни для одной из крупных компаний, так как большинство из них имеет концентрированную структуру собственности и все они играют большую роль в доходах федерального бюджета, подчеркивает аналитик.
Занимать или нет? На рынке новость о присвоении «Норникелю» кредитных рейтингов восприняли как подтверждение намерения выпустить в ближайшее время еврооблигации на сумму порядка $300-800 млн. Тем более что компания давно заявляла о подобных планах. Как заявил «Ф.» начальник управления по работе с инвесторами ГМК «Норильский никель» Дмитрий Усанов, решение о выпуске евробондов еще не принято. «Кредитный рейтинг для того и получается, чтобы компания могла в будущем участвовать на рынке капитала, но пока не ясно, когда именно это произойдет», — подчеркнул он.
В сентябре у «Норникеля» наступает срок погашения шестимесячного синдицированного кредита на $800 млн, организованного Citigroup Global Markets, для финансирования сделки по покупке 20% акций южноафриканской Gold Fields. «Конкретное решение о том, как будет выплачиваться это долговое обязательство, еще не принято, — говорит Дмитрий Усанов. — В текущем году цены на металлы довольно высоки и компания зарабатывает достаточно денег для того, чтобы погасить кредит из внутренних источников. Но мы также можем и рефинансировать этот долг. Это вопрос наиболее оптимального решения».
«В рамках среднего ценового сценария «Норникель» может финансировать свои капиталовложения, которые, по нашим прогнозам, могут увеличиться по сравнению с прошлым годом, из своего операционного денежного потока, — говорит Елена Ананькина. — Но в некоторых ситуациях для увеличения стоимости бизнеса и доходов акционеров компании выгодно использовать некоторую долю заемных средств. Так что «Норильский никель» может прокредитоваться не потому, что ему очень нужны деньги для инвестиций, а потому, что так будет оптимальнее для развития бизнеса». По состоянию на 30 июня 2004 года совокупная финансовая задолженность ГМК «Норильский никель» составила $1,1 млрд, а чистая задолженность — около $253 млн. При этом денежные средства и кредитные линии полностью покрывают краткосрочную задолженность, включая кредит Citigroup на $800 млн. l