Рубрики
Статьи

«Viberi» На фондовом рынке посеют «бобы»

«Viberi» На фондовом рынке посеют «бобы»
«Viberi» На фондовом рынке посеют «бобы»На фондовом рынке посеют «бобы» Вадим Логинов* 20.11.2008 14:18Кризис заставил по-новому взглянуть на основы фондового рынка. Это гениальное изобретение, призванное обеспечивать свободный биржевой переток капиталов от инвесторов к компаниям, постепенно стало утрачивать свои полезные функции. На биржах стали править спекулянты. В антикризисном плане правительства упоминается фондовый инструмент, который способен обеспечить быстрое привлечение капитала в реальный сектор и возврат интереса к фондовому рынку.Один из пунктов плана действий правительства говорит о расширении возможностей для выпуска акционерными обществами необеспеченных облигаций, уточнении условий выпуска биржевых облигаций (для краткости назовем их «бобами»), в том числе увеличение максимального срока обращения до трех лет. За этим пунктом может скрываться поворотный момент для развития российского фондового рынка. «Бобы» из «фондовой Золушки» могут превратиться в привлекательный инструмент, как для эмитентов, так и для инвесторов. Что же это за «бобы» и с чем их «едят»?Еще в 2002 году ФКЦБ России разработала законопроект, регулирующий выпуск краткосрочных долговых бумаг без государственной регистрации. Однако понятие биржевых облигаций появилось в законе «О рынке ценных бумаг» лишь спустя четыре года – в июле 2006-го. Первое же в России реальное размещение прошло 25 марта 2008-го, его провело «РБК Информационные системы». По состоянию на 1 августа 2008-го ММВБ допустила к торгам в процессе размещения биржевые облигации пяти эмитентов: «Аптечная сеть 36,6» (один выпуск объемом 1 млрд рублей), РБК (8 выпусков общим объемом 12 млрд рублей), «Автоваз» (10 выпусков, 10 млрд. рублей), «Разгуляй» (6 выпусков, 6 млрд рублей), «ОГК-5» (4 выпуска, 8 млрд рублей). Позднее к ним присоединился шестой эмитент – «Соллерс». Ожидаются новые дебюты.Несколько слов о сути «бобов». Биржевые облигации, в отличие от «обычных» корпоративных, не требуют государственной регистрации выпуска и отчета об итогах размещения в ФСФР. Этот вид бумаг регистрирует непосредственно биржа. «Бобы» выпускаются в документарной форме. Такие облигации могут быть выпущены только теми эмитентами, акции которых включены в котировальные списки хотя бы одной из бирж. Их обладателям предоставляется право на получение номинальной стоимости, а также фиксированного процента от нее.«Прародителями» «бобов» можно считать западные Commercial Papers, эмитируемые в ряде развитых рынков крупными корпорациями и банками и занимающие там существенный сегмент фондового рынка. «Родителями» же биржевых облигаций на российском рынке являются вексель и корпоративная облигация. «Бобы» по свойствам находятся как бы посредине этих долговых инструментов, вобрав, по нашему мнению, от них лучшие качества (упрощенная и более дешевая процедура регистрации, среднесрочность, биржевое обращение, публичность и раскрытие информации).«Бобы» призваны конкурировать с банковским кредитом в плане привлечения капитала и с акциями и обычными облигациями как инвестиционный инструмент. Поскольку процедура подразумевает выпуск биржевых облигаций только самыми надежными заемщиками, эти бумаги будут входить в группу низкого риска. Доходность «бобов» докризисных выпусков составляла 9-12%. Ликвидность обеспечивается биржевым обращением, хотя удобнее их будет покупать до погашения. Кроме того, для долгосрочных целей эмитенты могут выпускать последовательные, так называемые «револьверные» выпуски «бобов» в стык по датам погашения предыдущего и начала обращения нового транша. По нашему мнению, биржевые облигации будут интересным инструментом для ПИФов, НПФ, страховых компаний, банков, частных инвесторов. Рынок их будет расти и в 2009 году вполне может превысить 500 млрд рублей.Итак, законопроект, уточняющий условия выпуска биржевых облигаций (в частности, увеличивающий срок обращения с одного года до трех лет), должен быть разработан в ноябре. Рекомендуем инвесторам внимательно следить за новым инструментом.*Автор – директор по стратегическому маркетингу УК «Альфа-Капитал»Теги: биржевые облигации