«Viberi» МТС огорчили рынок
«Viberi» МТС огорчили рынокДинамика основных показателей за девять месяцев этого года соответствовала результатам третьего квартала. Консолидированная выручка ОАО «Мобильные ТелеСистемы» за январь-сентябрь 2003 года по US GAAP выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 86% до $1,77 млрд, а чистая прибыль — на 90% до $364,5 млн.
Однако итоги третьего квартала оказались ниже консенсус-прогноза аналитиков. Выручка и EBITDA компании за июль-сентябрь на 3% не дотянули до среднерыночных ожиданий, а чистая прибыль — на 7%. Результатом этого несоответствия прогнозам стало падение курса ADR МТС на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) в день объявления итогов почти на 7% до $77,81.
Абоненты. Аналитики переоценили темпы увеличения среднемесячной выручки на одного абонента (ARPU). Они думали, что под влиянием сезонного фактора этот показатель вырастет на 1-2%. Но ARPU от деятельности на главном для МТС российском рынке увеличился лишь на 0,5% до $18,8, тогда как на Украине он поднялся на 3,5% до $17,8.
Низкая динамика ARPU объясняется в первую очередь снижением среднего ежемесячного трафика на одного абонента (MOU) в России со 162 минут во втором квартале до 159 минут в третьем. А уменьшение MOU произошло из-за большого притока низкодоходных абонентов, подключающихся по тарифам семейства «Джинс».
Кроме того, из-за массового перехода абонентов МТС на эти тарифы значительно увеличился коэффициент оттока: в июле- сентябре он достиг 12,3% (у «Вымпелкома» в третьем квартале было 9,6%). По оценке первого вице-президента компании Михаила Сусова, такой отток будет продолжаться еще два квартала. Массовый сегмент становится для МТС основным инструментом набора абонентской базы, и в перспективе, как говорит Михаил Сусов, доля абонентов «Джинс» дойдет до 85% от совокупной базы.
Сейчас доля подключившихся по тарифам «Джинс» в России составляет 36%, на Украине — 81%. На 30 ноября 2003 года консолидированная абонентская база МТС достигла 15,24 млн абонентов, из которых 12,44 млн приходится на Россию, а 2,8 млн — на Украину. По состоянию на конец сентября 2003 года у МТС было 13,85 млн активных абонентов.
Доля рынка. Однако беспокоит тот факт, что крупнейшая российская сотовая компания уже который месяц подряд отстает от своего ближайшего конкурента по количеству новых подключений в Москве и зачастую идет на равных с третьим оператором «большой тройки» — «Мегафоном», чьи позиции на столичном рынке пока еще слабы. В итоге, по данным консультационного агентства AC&M;, доля МТС в Москве снизилась с 45% в июле до 43% в ноябре в пользу «Мегафона», который увеличил свою абонентскую базу в столице с 5 до 7%. Доля «Вымпелкома» осталась на уровне 49%.
Однако в целом по России МТС удерживают позиции лидера. Это обеспечивается как за счет новых подключений, по которым в федеральном масштабе компания, как правило, почти не отстает от «Вымпелкома», так и за счет массовой покупки региональных операторов. По мнению президента МТС Василия Сидорова, политика роста за счет приобретений себя оправдывает, поскольку вместе с компаниями покупаются и их доли рынка. Поэтому ведущий российский сотовый оператор планирует продолжить приобретение местных компаний, возможно, даже в тех регионах, где у него есть лицензии, сообщает Василий Сидоров.
Инвестиции. В этом году для финансирования своих покупок МТС использовали заемные средства, привлекаемые за счет размещения еврооблигаций. А в развитие технической базы компания исторически вкладывала собственные средства. В следующем году оператор попробует привлечь на эти цели финансирование под гарантии крупных европейских экспортных лизинговых агентств, таких как Hermes.
МТС рассматривают и возможность выпуска новых еврооблигаций, поскольку в 2004 году им предстоит погашение на сумму около $600 млн. Речь идет, во-первых, о необеспеченных еврооблигациях с плавающей купонной ставкой (floating rate notes, FRN) на $300 млн, выпущенных в августе этого года. Как рассказал журналу «Выбери!by» вице-президент МТС по финансовым вопросам Николай Цехомский, у компании есть два пути: погашать FRN либо в январе- феврале следующего года, либо в июле-августе. Кроме того, в декабре 2004 года истекает срок обращения еще одного выпуска еврооблигаций на $300 млн.
Бизнес у компании до сих пор валютный, так как все тарифы измеряются в долларах, поэтому очень правильно иметь единую валюту долга и валюту дохода, чтобы не делать дополнительное хеджирование, говорит Николай Цехомский. Однако МТС могут воспользоваться и зарегистрированным выпуском облигаций на 5 млрд рублей как «хорошим заряженным ружьем» до августа следующего года и тем самым несколько диверсифицировать валютные риски.
Капитальные затраты в 2004 году составят не менее 30% от выручки. А объем привлекаемых средств будет зависеть от размера дивидендов за 2003 год. В договоре между основными акционерами МТС — Deutsche Telekom и АФК «Система» — прописана нижняя планка дивидендов: они должны составлять не менее 25% от чистой прибыли по российским стандартам бухгалтерского учета.
В 2002 году на выплату дивидендов было направлено 3,38 млрд руб. (около $111,35 млн) — 31% от прибыли по РСБУ, которая составила 11 млрд рублей и значительно превысила размер чистой прибыли по US GAAP за 2002 год — $277,1 млн. Чистая прибыль по РСБУ за девять месяцев 2003 года составила 10,4 млрд рублей (около $345 млн), оказавшись почти на $20 млн меньше показателя по US GAAP.
Основные неаудированные финансовые показатели МТС по US GAAP III квартал II квартал Изменение,%III квартал Изменение,% 2003 г., $ млн2003 г., $ млн 2002 г., $ млн Выручка722,4606,019,2388,585,9Операционная прибыль274,8225,421,9145,888,5Чистая прибыль155,7128,521,284,384,7EBITDA388,1325,019,4205,988,5Источник: МТС
Рубрики