Рубрики
Статьи

«Viberi» МТС огорчили рынок

«Viberi» МТС огорчили рынок
«Viberi» МТС огорчили рынокДинамика основных показателей за девять месяцев этого года соответствовала результатам третьего квартала. Консолидированная выручка ОАО «Мобильные ТелеСистемы» за январь-сентябрь 2003 года по US GAAP выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 86% до $1,77 млрд, а чистая прибыль — на 90% до $364,5 млн.
Однако итоги третьего квартала оказались ниже консенсус-прогноза аналитиков. Выручка и EBITDA компании за июль-сентябрь на 3% не дотянули до среднерыночных ожиданий, а чистая прибыль — на 7%. Результатом этого несоответствия прогнозам стало падение курса ADR МТС на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) в день объявления итогов почти на 7% до $77,81.
Абоненты. Аналитики переоценили темпы увеличения среднемесячной выручки на одного абонента (ARPU). Они думали, что под влиянием сезонного фактора этот показатель вырастет на 1-2%. Но ARPU от деятельности на главном для МТС российском рынке увеличился лишь на 0,5% до $18,8, тогда как на Украине он поднялся на 3,5% до $17,8.
Низкая динамика ARPU объясняется в первую очередь снижением среднего ежемесячного трафика на одного абонента (MOU) в России со 162 минут во втором квартале до 159 минут в третьем. А уменьшение MOU произошло из-за большого притока низкодоходных абонентов, подключающихся по тарифам семейства «Джинс».
Кроме того, из-за массового перехода абонентов МТС на эти тарифы значительно увеличился коэффициент оттока: в июле- сентябре он достиг 12,3% (у «Вымпелкома» в третьем квартале было 9,6%). По оценке первого вице-президента компании Михаила Сусова, такой отток будет продолжаться еще два квартала. Массовый сегмент становится для МТС основным инструментом набора абонентской базы, и в перспективе, как говорит Михаил Сусов, доля абонентов «Джинс» дойдет до 85% от совокупной базы.
Сейчас доля подключившихся по тарифам «Джинс» в России составляет 36%, на Украине — 81%. На 30 ноября 2003 года консолидированная абонентская база МТС достигла 15,24 млн абонентов, из которых 12,44 млн приходится на Россию, а 2,8 млн — на Украину. По состоянию на конец сентября 2003 года у МТС было 13,85 млн активных абонентов.
Доля рынка. Однако беспокоит тот факт, что крупнейшая российская сотовая компания уже который месяц подряд отстает от своего ближайшего конкурента по количеству новых подключений в Москве и зачастую идет на равных с третьим оператором «большой тройки» — «Мегафоном», чьи позиции на столичном рынке пока еще слабы. В итоге, по данным консультационного агентства AC&M;, доля МТС в Москве снизилась с 45% в июле до 43% в ноябре в пользу «Мегафона», который увеличил свою абонентскую базу в столице с 5 до 7%. Доля «Вымпелкома» осталась на уровне 49%.
Однако в целом по России МТС удерживают позиции лидера. Это обеспечивается как за счет новых подключений, по которым в федеральном масштабе компания, как правило, почти не отстает от «Вымпелкома», так и за счет массовой покупки региональных операторов. По мнению президента МТС Василия Сидорова, политика роста за счет приобретений себя оправдывает, поскольку вместе с компаниями покупаются и их доли рынка. Поэтому ведущий российский сотовый оператор планирует продолжить приобретение местных компаний, возможно, даже в тех регионах, где у него есть лицензии, сообщает Василий Сидоров.
Инвестиции. В этом году для финансирования своих покупок МТС использовали заемные средства, привлекаемые за счет размещения еврооблигаций. А в развитие технической базы компания исторически вкладывала собственные средства. В следующем году оператор попробует привлечь на эти цели финансирование под гарантии крупных европейских экспортных лизинговых агентств, таких как Hermes.
МТС рассматривают и возможность выпуска новых еврооблигаций, поскольку в 2004 году им предстоит погашение на сумму около $600 млн. Речь идет, во-первых, о необеспеченных еврооблигациях с плавающей купонной ставкой (floating rate notes, FRN) на $300 млн, выпущенных в августе этого года. Как рассказал журналу «Выбери!by» вице-президент МТС по финансовым вопросам Николай Цехомский, у компании есть два пути: погашать FRN либо в январе- феврале следующего года, либо в июле-августе. Кроме того, в декабре 2004 года истекает срок обращения еще одного выпуска еврооблигаций на $300 млн.
Бизнес у компании до сих пор валютный, так как все тарифы измеряются в долларах, поэтому очень правильно иметь единую валюту долга и валюту дохода, чтобы не делать дополнительное хеджирование, говорит Николай Цехомский. Однако МТС могут воспользоваться и зарегистрированным выпуском облигаций на 5 млрд рублей как «хорошим заряженным ружьем» до августа следующего года и тем самым несколько диверсифицировать валютные риски.
Капитальные затраты в 2004 году составят не менее 30% от выручки. А объем привлекаемых средств будет зависеть от размера дивидендов за 2003 год. В договоре между основными акционерами МТС — Deutsche Telekom и АФК «Система» — прописана нижняя планка дивидендов: они должны составлять не менее 25% от чистой прибыли по российским стандартам бухгалтерского учета.
В 2002 году на выплату дивидендов было направлено 3,38 млрд руб. (около $111,35 млн) — 31% от прибыли по РСБУ, которая составила 11 млрд рублей и значительно превысила размер чистой прибыли по US GAAP за 2002 год — $277,1 млн. Чистая прибыль по РСБУ за девять месяцев 2003 года составила 10,4 млрд рублей (около $345 млн), оказавшись почти на $20 млн меньше показателя по US GAAP.
Основные неаудированные финансовые показатели МТС по US GAAP III квартал II квартал Изменение,%III квартал Изменение,% 2003 г., $ млн2003 г., $ млн 2002 г., $ млн Выручка722,4606,019,2388,585,9Операционная прибыль274,8225,421,9145,888,5Чистая прибыль155,7128,521,284,384,7EBITDA388,1325,019,4205,988,5Источник: МТС