Рубрики
Статьи

«Viberi» Михаил Акулов: «Транспортная активность снизилась»

«Viberi» Михаил Акулов: «Транспортная активность снизилась»
«Viberi» Михаил Акулов: «Транспортная активность снизилась»Михаил Акулов: «Мнение о том, что мы кого-то куда-то не пускаем, абсолютно не соответствует истине. ОАО «РЖД» открыто для всех компаний, желающих работать в сфере пассажирских перевозок» | фото: Архив «Выбери!by»Михаил АкуловРодился 16 августа 1960 года в Москве. Образование: Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (1982), Академия народного хозяйства (1998).Опыт работы 2005–н. в. – вице-президент ОАО «РЖД».2004–2005 – руководитель Федерального Агентства железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ.2003–2004 – первый заместитель министра путей сообщения. 2002–2003 – замминистра путей сообщения. 2000–2002 – начальник Юго-Восточной железной дороги. 1999–2000 – первый заместитель начальника Юго-Восточной железной дороги. 1998–1999 – заместитель начальника Московской железной дороги. 1992–1998 – главный ревизор по безопасности движения поездов – первый замначальника Московско-Смоленского отделения Мос­ковской железной дороги.ОАО «РЖД»Крупнейшая транспортная компания России. Создана на базе имущества Министерства путей сообщения РФ в рамках реформы железнодорожного транспорта. Владеет 100% железнодорожных магистралей страны, станциями и вокзалами, депо и диспетчерскими системами, а также около 20 тыс. локомотивов и более чем 600 тыс. вагонов. Выручка (РСБУ, 1-е полугодие 2009 г.) – 483,1 млрд руб. Чистый убыток – 13,8 млрд руб. 100% акций принадлежит государству.Правила Ценовой парадоксВице-президент РЖД Михаил Акулов утверждает, что компании выгоднее, чтобы пассажиры ездили в периоды низких цен на билеты: «Такого понятия, как «традиционное повышение тарифов осенью» не существует. Тарифы на проезд в плацкартных вагонах поездами дальнего следования индексируются Федеральной службой по тарифам России один раз на весь будущий год. Возможно, ложное впечатление об увеличении тарифов создается из-за действия графика гибкого тарифного регулирования. Он используется на железных дорогах с 2003 года. Принцип таков, что в разные периоды года к базовому тарифу применяются понижающие или повышающие коэффициенты. Причем понижающие коэффициенты или коэффициенты, равные единице, применяются большую часть года, а повышающие – меньшую. Например, в 2009 году для пассажиров плацкартных вагонов 263 дня действуют понижающие или равные единице коэффициенты, и только 102 дня – повышающие. К сожалению, повышенного внимания общества удостаиваются в основном периоды с повышающими коэффициентами. А они действуют в периоды повышенного спроса на поездки: в праздничные дни, во время каникул и т.д. Между тем разница в дате поездки в один-два дня может помочь сэкономить на проезде из-за действия разных коэффициентов. И нам как компании-перевозчику даже выгоднее, чтобы пассажиры ездили в периоды действия понижающих коэффициентов! Дело в том, что в периоды повышенного спроса на поездки мы должны в короткие сроки выводить на сеть дорог дополнительные поезда, что сопряжено со значительными усилиями, в том числе и финансовыми. Поэтому мы постоянно информируем наших пассажиров о начале действия понижающих коэффициентов, чтобы стимулировать их совершать поездки в эти периоды и таким образом по возможности сглаживать пики перево­зок».Интервью с президентом «Систематики» Леонидом Гольденбергом: finansmag.ru/95077Интервью с владельцем «Ланита» Георгием Генсом: finansmag.ru/94471Интервью с гендиректором IBS Сергеем Мацоцким:finansmag.ru/faces/78Интервью с партнером UFG Wealth Management Дмитрием Кленовым:finansmag.ru/faces/177Интервью с основателем концерна «Тракторные заводы»:finansmag.ru/faces/167Интервью с совладельцем ресторанного холдинга «Арпиком» Михаилом Зельманом:finansmag.ru/faces/150Михаил Акулов: «Транспортная активность снизилась»Беседовал Александр МакаренкоИнтервью. Вице-президент Российских железных дорог Михаил Акулов рассказал о структурной перестройке компании, конкуренции в сфере пассажирских перевозок и внедрении новых технологий.TweetМихаил, на какой стадии находится создание Федеральной пассажирской компании? Зачем она создается? – Создание ФПК вышло на финишную прямую. ОАО В«РЖДВ» планирует в ноябре зарегистрировать компанию и до конца 2009 года внести в ее уставный капитал необходимое имущество. В I квартале будущего года ОАО В«РЖДВ» еще продолжит осуществлять перевозки в дальнем следовании, используя имущество ФПК на условиях договоров аренды. Основной задачей создаваемой дочерней компании в начале 2010 года станет получение необходимых лицензий, формирование более чем стотысячного контингента сотрудников, заключение необходимых договоров, чтобы ровно в ноль часов ноль минут 1 апреля 2010 года приступить к перевозочной деятельности. До сих пор РЖД если и пускало на популярные маршруты (например, Москва – Санкт-Петербург) частных перевозчиков, то исключительно тех, кто работает в премиум-сегменте. Когда на маршруте между двумя столицами появятся первые частные поезда с относительно недорогими билетами (1,5 тыс. рублей за место в купе)? Что нужно сделать для этого частникам? – Мнение о том, что мы кого-то куда-то не пускаем, абсолютно не соответствует истине. ОАО В«РЖДВ» открыто для всех компаний, желающих работать в сфере пассажирских перевозок. При взаимодействии с частными перевозчиками мы руководствуемся В«Правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользованияВ», которые были утверждены постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2003 года № 703. Эти правила определяют порядок и условия взаимодействия перевозчика и владельца инфраструктуры. Для принятия решения о допуске к инфраструктуре независимый перевозчик должен предоставить комплект документов, в который входят нотариально заверенные копии лицензии на осуществление перевозок пассажиров, копии документов, подтверждающих владение подвижным составом на праве собственности или на другом законном основании, копии уставных документов, сертификаты соответствия железнодорожного подвижного состава. Ценовую политику частных перевозчиков ОАО В«РЖДВ» никак не контролирует. Сейчас на направлении Москва – Санкт-Петербург работают два частных перевозчика: один в дорогом сегменте (поезд В«Гранд ЭкспрессВ»), другой – в более демократичном (поезд В«МегаполисВ»). Если частные перевозчики на основании своих экономических расчетов готовы устанавливать цену в 1,5В тыс. рубВ­лей за проезд в купейном вагоне между МоскВ­вой и Санкт-Петербургом, они имеют полное право это сделать. Но предложений от сторонних перевозчиков с относительно низкой ценовой политикой не поступало. Как продвигаются работы по организации скоростного железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Хельсинки? Когда можно ждать появления самой магистрали?– РЖД ведет работы в рамках этого проекта сВ 2007 года. Для организации курсирования пассажирских поездов между Санкт-Петербургом и Хельсинки мы проводим модернизацию инфраструктуры на участке Санкт-Петербург – Бусловская. В результате мы рассчитываем сократить время хода пассажирских поездов по российской территории до 1 часа 30 минут. Их скорость будет составлять 200 км/ч. Для этого необходимо не только провести модернизацию существующей инфраструктуры, но и вынести грузовое движение на другую линию, ведь грузовые поезда двигаются с гораздо меньшей скоростью, порядка 40В км/ч. Проект реализуется на средства ОАО В«РЖДВ» и Инвестфонда, причем мы проводим подготовку инфраструктуры к пассажирскому движению, а за счет средств Инвестфонда будет построена грузовая железнодорожная линия. Завершить все работы мы рассчитываем в 2011 году. На каких направлениях можно в ближайшее время ждать появления скоростных пассажирских поездов?– В декабре откроется скоростное сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом. По маршруту будут курсировать современные высокоскоростные поезда В«СапсанВ». Время в пути составит 3В часа 45 минут. В 2010 году такие же поезда будут ходить между Нижним Новгородом иВ Москвой. Сейчас на участках Москва – Санкт-Петербург и Москва – Нижний Новгород ведутся работы по модернизации и усилению железнодорожной инфраструктуры для пропуска поездов сВ такими скоростями. Тендер на контракт стоимостью около 600 млн евро на поставку пассажирских электропоездов для Олимпиады в Сочи, в котором сошлись Bombardier и Siemens, признан несостоявВ­шимся… – На конкурс было подано две заявки – от компаний Bombardier и Siemens, но поданные документы компании Siemens не соответствовали условиям конкурса. По причине оставшегося одного участника конкурс и был признан не состоявшимся. Сейчас на весьма благоприятных для ОАО В«РЖДВ» условиях проводится работа по подготовке договора по разработке и поставке поездов Siemens для транспортного обслуживания Олимпиады 2014 года в Сочи. Сколько человек воспользовались услугой электронной регистрации на поезда дальнего следования? – Несмотря на то, что электронную регистрацию мы внедрили всего три месяца назад и пока только восемь пар поездов участвуют в этом пилотном проекте, уже можно сказать, что она пользуется у пассажиров большой популярностью. За июнь – август в поездах, участвующих в пилотном проекте, 26,5 тыс. человек совершили поездки с использованием электронной регистрации. Всего же за этот период на данные поезда было оформлено 126,5 тыс. электронных билетов. Таким образом, 21% пассажиров воспользовались новой услугой. Услугой электронной регистрации сейчас могут воспользоваться пассажиры пяти поездов, курсирующих между Москвой и Санкт-Петербургом, двух, связывающих Нижний Новгород и Москву и одного поезда Казань – Москва. Поезда выбраны не случайно, именно они по итогам 2008 года были наиболее популярны у пассажиров, приобретающих электронные билеты через интернет. Сколько всего пассажиров компания перевезла сВ начала года? – Поездами дальнего следования – 84 млн пассажиров, а в пригородном сообщении – почти 702 млн пассажиров. Это ниже уровня прошлого года на 10,6% и 10,8% соответственно. Какими причинами вы объясняете это снижение? – Конечно же, в большей мере это объясняется текущей ситуацией. Кто-то был вынужден отказаться от поездки в отпуск, кто-то лишний раз не поехал на дачу. Да, в целом транспортная активность населения снизилась, и снизилась по вполне объективным причинам. Но вместе с тем мы отмечаем рост дальних перевозок в южном направлении. За три месяца лета на Черное море и в район Минеральных Вод мы отправили на 4% больше пассажиров, чем в прошлом году. В этом году РЖД впервые ввело практику скидок на билеты. Анонсируя их, вы надеялись привлечь 150 тыс. дополнительных пассажиров иВ получить эффект от стимулирования спроса вВ 3В млрд рублей. Удалось ли добиться целей? – Да, в этом году мы ввели ряд скидок на поезда дальнего следования по территории России. Конечно, мы учитывали снижение покупательной способности и таким образом рассчитывали стимулировать спрос на поездки по железной дороге. Во-первых, пассажирам была предложена скидка 10% за ранние даты покупки билетов. Во-вторых, скидки 20% на проезд в направлении центральных регионов России и в направлении южных курортов в определенные недели летних месяцев. В-третьих, скидка 20% на проезд в сезонных и дополнительных поездах. В-четвертых, скидка в 15–18% на проезд в вагонах фирменных поездов, не оборудованных современной системой кондиционирования воздуха. Немаловажно и то, что все скидки можно суммировать, и в общей сложности сэкономить 30–40% от стоимости проезда! Сейчас мы проводим анализ результатов скидочных программ, но уже можно сказать, что нам удалось получить значительный эффект от столь масштабного стимулирования спроса. В будущем мы также планируем использовать подобные скидки иВ предложения. Ряд крупнейших железнодорожных компаний Европы, например, Deutsche Bahn, уже давно предоставляют пассажирам возможность использования бонусных программ. Они позволяют накапливать километры, за которые в дальнейшем можно приобрести бесплатные билеты. Рассматривает ли РЖД возможность заимствования этого опыта? – Программы лояльности довольно разнообразны и их использование зависит от условий, в которых функционирует предприятие. Что касается РЖД, то здесь нужно понимать следующее: у нас есть дерегулируемый сегмент перевозок (плацкартные и общие вагоны, тарифы в которых устанавливает ФСТ) и регулируемый – вагоны СВ иВ купе, где РЖД может самостоятельно заниматься тарифообразованием. Таким образом, сейчас мы можем разрабатывать программы лояльности для регулируемого сегмента. И можно сказать, что мы уже начали это делать. Обширная программа летних скидок в текущем году – первый шаг. Сейчас мы ведем разработку программы лояльности для всего пассажирского комплекса. Внедрение этой программы запланировано на 2011–2012 годы.