«Viberi» Лица
«Viberi» ЛицаФинансовый директор «Авиалиний Кубани» уверен: благодаря тотальному обновлению его компания догонит и перегонит других авиаперевозчиков.Авиакомпания обновляет парк воздушных судов. Какими машинами вы намерены заменить морально, да и физически устаревшие Ту-154 и Як-42?- На данный момент парк авиакомпании состоит из 12 самолетов Як-42 и 2 самолетов Ту-154. Последние машины были взяты в лизинг в 2007 году, в соответствие с обязательствами один мы уже выкупили и он на балансе, второй самолет выкупим в этом году. Самолеты в хорошем состоянии и могут окупать лизинг — компания сдает их в аренду. По Як-42 план таков: мы поддерживаем их текущий ресурс и полностью выводим из эксплуатации к 2015 году. В течение текущего года берем 4 машины Boeing 737-300: три самолета взяли весной и один — в четвертом квартале сроком до 2013 года, затем их операционный лизинг не продлеваем, а начинаем формировать парк из более современных Boeing 737-700 и Ан-148 или SSJ-100, если их производство уже будет поставлено на поток.К чему такая сложная схема?- Самолеты Boeing мы до настоящего момента не эксплуатировали. В этом есть положительный момент. Мы можем оценить опыт других авиакомпаний и учесть их ошибки, связанные с вводом в эксплуатацию зарубежной техники. По расчетам, все должно получиться, и к концу 2014 года в парке «Авиалиний Кубани» будет 10 новых самолетов.Как процесс реформирования авиаактивов «Базэла» затронет «Авиалинии Кубани»? — Нас, скорее касаются не структурные изменения, сколько необходимость повышать конкурентоспособность. Задача — не догонять других авиаперевозчиков, а лидировать. Мы занялись созданием определенной системы правил, регламентов, принялись обновлять не только мощности, но и производственный процесс. Например, в конце прошлого года ввели электронные билеты, которые можно приобрести через интернет. То, что у авиакомпании такого не было раньше — нонсенс в XXI веке. Также мы максимально автоматизируем все процессы, касающиеся IT-систем. В ближайшее время будем внедрять новую систему внутреннего учета регистрации, бронирования и статистики полетов.Чего вы собираетесь добиться в итоге? — Есть четко сформулированная и продуманная стратегия. Она имеет под собой очень хорошую основу. Мы хотим, чтобы авиакомпания «Авиалинии Кубани» осталась базовым перевозчиком Краснодарского края. Нас интересует связка с Европой, севером России, Сибирью. Для освоения данных «рычагов» Як-42 не подходит. Вспомните об Олимпиаде в Сочи в 2014 году — по всем прогнозам аналитиков пассажиропоток вырастет до 40%, и после будет держаться на определенном уровне, ведь предполагается, что Сочи превратится в крупный курортный комплекс. Если сейчас существует ярко выраженная сезонность в пассажиропотоке в аэропортах Краснодарского края, то через год-два, мы надеемся, ситуация с сезонностью изменится, и поток станет постоянным. К 2014 году мы планируем увеличить количество пассажиров с 700 тыс. человек, планируемых к перевозке в 2010 году, до 1,7 млн человек.Но ведь южное направление интересно всем авиакомпаниям, на этих маршрутах высока конкуренция. Как вы будете ее преодолевать?- До 2008 года авиаперевозки развивались динамично, но в связи с кризисом пассажиропоток снизился по всей отрасли примерно на 15%. Мы же исходим из того, что поток восстановится. Кроме этого, из года в год растут тарифы на железнодорожные перевозки, а тарифы на воздушные перевозки, скорее, будут регулироваться из-за большого количества игроков, летающих на юг. Естественно, мы будем стараться, чтобы у нас билеты не были дорогими.Каким образом?- Модернизацию парка воздушных судов для того и проводим. Новые типы самолетов более экономичны с точки зрения расхода топлива и более рентабельны, чем наш текущий парк. Конечно, в любом случае мы не можем опуститься ниже уровня рентабельности – себестоимости летного часа, куда заложены помимо топлива, различных расходов, и лизинговые платежи. Это самая существенная статья затрат — по оценкам аналитиков, лизинг одного Boeing-737-300 в год обходится от $3 до $5 млн. Но предварительные расчеты показывают, что в средний по цене билета сегмент мы однозначно попадаем даже с Boeing. Второй момент, который будет работать на снижение издержек по сравнению с конкурентами, заключен в том, что у нас в Краснодарском крае своя авиационно-техническая база. Это очень важно, ведь другие авиакомпании несут дополнительные затраты по текущему ремонту и обслуживанию. В компании уже введен электронный билет, а в целом на 2010 год планируется появление большого количества инноваций, направленных на максимальное удобство пассажиров.Какова расчетная рентабельность авиакомпании?- На уровне 6% до 2012 года. Это вполне достижимый показатель. Потом все будет зависеть от динамики роста цен на топливо. Сейчас текущая цена на авиакеросин адекватна. Но, как вы помните, до 2008 года она показывала очень серьезный рост. Если такой рост продолжится, то для себестоимости услуг любого перевозчика он станет негативным фактором. И отсюда следуют два варианта: либо рост цен на топливо будет перекладываться на плечи пассажиров, что для нас неприемлемо, либо надо будет каким-то образом снижать себестоимость.В чем изюминка модернизации «Авиалиний Кубани»? Другие российские авиакомпании шли по тому же пути снижения затрат за счет приобретения более экономичных зарубежных авиасудов… — Мы готовим ребрэндинг, аналогичного нет на рынке. Плюс наша задача не пытаться быть конкурентоспособными на уже накатанных направлениях, как Краснодар-Москва. Одной из наших задач является развитие новых направлений, обеспечение жителей Краснодарского края максимально комфортной маршрутной системой. В программе на лето этого года заложено налаживание связи между Германией, Казахстаном и Краснодарским краем. Линия пройдет через аэропорты Краснодарского края, и соединит Караганду и Павлодар с Ганновером и Кельном. Первый рейс состоится 22 июня по маршруту Краснодар-Кельн. Среди других международных регулярных маршрутов — Дубай, Стамбул, Ереван, Киев. Важно, что за счет введения новых маршрутов мы сможем перетянуть транзитный пассажиропоток — сейчас многие рейсы осуществляются только через Москву, мы же сможем сделать их прямыми.Но как быть с низкой мобильностью населения? — Уже текущей зимой мы наблюдали увеличение пассажиропотока на Сочи по сравнению с прошлыми периодами более чем на 50%. Зимние виды спорта набирают популярность, а другого курорта подобного уровня в России нет. Конечно, такого бума, как ожидается в 2014 году, затем не будет, но близость этого курорта к Москве и другим городам средней России позволяет предполагать, что люди продолжат сюда приезжать. На выходные, например, чтобы покататься на лыжах. Поехать за этим же в Европу сложнее из-за процедуры оформления виз, заказа гостиниц, большей длительности полета.Получается, вы рассчитываете на москвичей, питерцев – прежде всего, жителей крупных городов?- Не совсем так. Гибкая система тарифов, а так же расширение маршрутной сети, позволит нам привлекать пассажира разного достатка и территории проживании. И подчеркну еще раз, одной из основных наших задач является максимальное расширение в рамках развития транспортной инфраструктуры Краснодарского края.Думаете, ребрэндинг окажет какое-то серьезное воздействие на повышение операционной эффективности авиакомпании?- Да. Процент лояльности к нашей авиакомпании в Краснодарском крае существенный и еще возрастет – вскоре будет запущена специальная программа лояльности. А ведь здесь серьезный выбор перевозчиков: «Сибирь», «Аэрофлот-Дон», «Якутия», Sky Express, «Авианова», Utair. Они летают на регулярной основе и конкуренция, особенно на линии Краснодар-Москва, очень большая. Но мы подстраиваемся под нашего покупателя, вводя гибкую тарифную сетку, электронный билет, возможность бронирования гостиниц через наш сайт и прочие услуги, спектр которых в 2010 году значительно возрастет.Будете ли вы претендовать на пустующие ниши на внутренних маршрутах? Особенно это касается перелетов между Сибирью, Дальним Востоком и европейской частью России. — Безусловно. В высокий сезон планируем начать беспосадочные рейсы из Сочи и Краснодара в Барнаул и Омск. Также будем летать из Анапы в Пермь, Екатеринбург и, соответственно, на Питер. Раньше прямые рейсы из Сибири делались, в основном, чартерами. Практически не было прямых рейсов, они все летали через Москву: авиакомпании могли в столице добрать пассажиров.Такая же проблема встанет и перед «Авиалиниями Кубани» — борта из Сибири будут приходить полупустыми…- В таких случаях будем снижать частоту рейсов. Но мы же не поставим самолет на стоянку. Временно снизив интенсивность на одном направлении, мы делаем оперативный анализ текущего состояния рынка и либо начинаем увеличивать количество чартеров, либо сами встаем на то направление, которое в данный момент является перспективным.Почему именно сейчас «Базэл» занялся реорганизацией своих авиаактивов? Ведь авиакомпания и аэропорты в его составе уже несколько лет…- В 2008 году в авиационный сектор «Базового элемента» пришла новая команда управленцев, они были привлечены для развития и увеличения капитализации активов. Однако кризис тоже начался в 2008 году, и программы по модернизации парка была приостановлена. И сейчас, когда экономика начала восстанавливаться, программу возобновили.Каков источник средств и объемы финансирования на проект? — Финансирование по модернизации парка воздушных судов будет осуществляться из собственных средств. На данный момент необходимости привлечения каких-то дополнительных финансовых ресурсов нет. Нашими основными банками-партнерами являются ВТБ, Сбербанк и «Союз». Предварительно объем инвестиций будет составлять, в зависимости от типа приобретаемых судов, порядка $30 млн до 2014 года. В сумму, помимо лизинга, входит сертификация компании, обучение персонала под Boeing, далее АН-148, закупка запчастей и прочее.Беседовала Ольга Шевель
Рубрики