Рубрики
Статьи

«Viberi» Лица

«Viberi» Лица
«Viberi» ЛицаИгорь Караваев:«Намного легче принимать непопулярные решения»Заместитель гендиректора по стратегическому развитию компании «Сибур — русские шины» уверен: кризис заставит производственников заняться оптимизаций бизнес-процессовКак проблемы в экономике повлияют на шинную отрасль?- Меньше, чем на другие. Спрос на шины зависит не от количества продаваемых машин, а от всего парка автомобилей. Например, «Сибур — русские шины» («Сибур-РШ») для комплектации поставляет менее 15% своего производства. Если говорить о российском рынке в целом, то до недавнего времени существовал такой фактор – около 50% рынка легковых шин и даже более в денежном выражении приходилось на импорт известных марок. Нынешняя девальвация рубля делает их менее конкурентоспособными. Другой фактор – покупательская способность населения снижается, многие отказываются от премиальных марок или шин зарубежного производства. И начинают ориентироваться на средний ценовой сегмент.И это ваш сегмент – торговые марки Cordiant и TyRex.- Мы крупнейший производитель шин в среднеценовом сегменте в России и СНГ. Произойдет переориентация спроса из-за ослабления влияния импортеров, а у нас появляется возможность увеличить долю, спокойно занимаясь тем, чем раньше: маркетингом, развитием брэндов, борьбой за потребителя. Если говорить в целом об отрасли, то небольшие производители шин могут разориться — есть такие игроки в России и на Украине. Кризис на них сильно повлияет. А крупные игроки получат дополнительный тайм-аут и сделать то, что они не успели с 2003 по 2008 годы. Это «Сибур-РШ», «Нефтекамскшина», Amtel-Vredestein. Последняя компания, конечно, близка к банкротству, но в ее состав входят производства, которые сами по себе достаточно конкурентоспособны. Скорее всего, они войдут в состав российской компании или будут приобретены каким-либо зарубежным холдингом.Под «российской компанией» вы подразумеваете «Сибур-РШ» и новые попытки объединения после срыва подобных планов в конце прошлого лета? — Мы собираемся не объединяться, а приобретать активы Amtel. Поменялась конфигурация сделки, но наше желание взять эту компанию под контроль не исчезло. Почему? Когда мы увидели, что Amtel оказался в тяжелом финансовом положении, то подумали: неплохо бы этим воспользоваться, ведь в компании принадлежат довольно качественные активы. Например, Воронежский шинный завод способен производить продукцию премиального сегмента, которая не уступает зарубежным аналогам. Далее — мы видим большой потенциал в объединении научного центра, дистрибуции, возможна операционная синергия, которая связана с оптимизацией производственных планов. С Amtel у нас окажется сбалансированный продуктовый портфель. Пока в продуктовом портфеле «Сибур-РШ» доминируют коммерческие шины (для грузовых и с/х машин), а доля легковых — около 25%. После объединения активов получим паритет.Но есть и негативный момент – огромный долг Amtel…- Задолженность Amtelоколо $800 млн, безусловно, минус. В первой конфигурации сделки мы пытались реструктурировать долг, но не удалось. Amtel должна была привлечь $150 млн в рамках частного размещения, плюс мы договорились с банками о реструктуризации задолженности. Завершение сделки планировалось на август-сентябрь, тут наступил кризис, и стало ясно — найти покупателей на бумаги Amtel не получится. Теперь мы создали такую схему сделки, при которой можем получить активы Amtel, полностью очищенные от долгов. При этом у «Сибур-РШ» долговая нагрузка не увеличится.Как она выглядит?- По сути, мы предлагаем банкам-кредиторам Amtel поменять его долг на облигации головного «Сибур-холдинга» и конвертируемые беспроцентные облигации «Сибур-РШ». Облигации «Сибура» на сумму 2,7 млрд рублей, принесут покупателям купонный доход в 9%, оферта предусмотрена в марте 2011 года. Бумаги нашей компании будут выпущены на сумму 12,7 млрд рублей, они смогут через 3-4 года обменять их на наши акции общим объемом до 45% от уставного капитала. В сделке мы обходимся без кэша – денег-то на рынке нет. И финансируем ее относительно доступным инструментом — акциями.На каком этапе находится подготовка к сделке?- 27 января был зарегистрирован облигационный выпуск. Его размещение по закрытой подписке, надеемся, пройдет в ближайший месяц, когда и если закончатся переговоры с банками-кредиторами. С большинством из них уже есть договоренности. Всего участвует около десяти банков.Если «Сибур-РШ» возьмет под контроль Amtel, что собой будет представлять новая структура? — Получится холдинг с оборотом около $2 млрд, она войдет в десятку крупнейших в мире. Сейчас мы — в топ-20. В шинном бизнесе масштаб имеет значение: только компании определенного уровня, например, могут позволить себе адекватные расходы на НИОКР, чтобы не терять возможности развития. Или, крупная компания может эффективнее вести переговоры о вхождении в капитал со стратегическими инвесторами.- Почему вас больше интересует привлечение стратега, чем публичное размещение? Сохранение листинга на LSE летом считалось вами одним из обязательных условий при сделке с Amtel…- Мы не отказываемся ни от какого варианта, но о публичном размещении говорить сейчас смешно. Здесь главное другое: мы постепенно приближаемся к цели «Сибур-холдинга»: выйти из непрофильного шинного бизнеса. Но не срочно и не по любой цене. Это задача на среднесрочную перспективу.Объединенная компания будет стараться увеличить присутствие на зарубежных рынках?- Мы и сейчас экспортируем около 20% продукции. Но нет ничего зазорного, что наш ключевой и приоритетный рынок – российский. Все производители шин стараются сюда попасть. И правильно делают – это крупный рынок с высокими темпами роста. А мы на нем находимся исторически, понимаем его специфику и наших потребителей. Так что «Сибур-РШ» должен победить прежде всего на нем.К созданию новой схемы с Amtel вас подтолкнуло развитие кризиса?- Скорее, кризис вызвал новую конфигурацию. Но, в том числе кризис, подталкивает наших возможных партнеров к принятию решения об участии в сделке. Конечно, для нас лучше было бы сохранить старую схему. Но, поняв, что это невозможно, руки не сложили и стали думать: в условиях ухудшения всего и вся как можно провести сделку? Большинство банков-кредиторов согласилось с нашим предложением, ясно, что выбран действительно работающий инструмент, который устраивает и нас, и партнеров.А если не получится?- Мы рассматриваем разные возможности. Не получится в этой конфигурации приобрести Amtel — придумаем новую. Или вообще решим провести сделку с другими участниками. С любым российским или западным игроком, мы открыты ко всякому сотрудничеству. Но все же сейчас главное — в первом квартале сконцентрироваться на сделке с Amtel. Там много работы.Возвращаясь к кризису, как вы боретесь с его последствиями у себя в компании?- Мы не стали делать что-то новое. Ведется постоянная работа, существует комплекс мер по снижению расхода сырья, материалов, сокращению затрат, минимизации численности персонала и повышению производительности труда, по развитию продуктового портфеля и росту доли брэндированной продукции в нем. Например, сокращение времени вулканизации за счет применения новых технологий приводит к уменьшению энергозатрат, кроме того, шин можно производить больше. Из-за этого повышается производительность оборудования. Но мы не избежали остановок производства, в IV квартале несколько раз, а с начала года весь январь предприятия не работали.Топ-менеджмент компании ожидал наступление кризиса?- Думаю, кризис для всех стал неожиданностью, если иметь в виду его глубину. Многие говорили о разных пузырях в экономике и на финансовом рынке еще в начале 2008 года. Но что кризис будет таким глобальным, коснется всех отраслей и всей планеты вообще – так впервые. Многие думали, что стабилизация наступит к концу 2009 года. Но теперь ясно: никто не понимает, когда будет дно. И долго ли потом продлится стабилизация перед ростом. На мой взгляд, 2009 год будет тяжелым, хотя, возможно, и легче, чем конец прошлого.Уже откорректировали капзатраты?- Мы оптимизировали инвестпрограмму, расставили приоритеты между проектами, выделив ключевые и стратегические, которые уже на 50% профинансированы — от них нельзя отказаться. Ряд незначительных проектов отложили на более поздний срок.В IV квартале вы обращались в банки за кредитами? Каков результат?- Обращались и по открытым линиям, и о пролонгации, и за новыми займами. Новых кредитов не было необходимости привлекать в конце прошлого года, вели переговоры на 2009 год. Столкнулись с тем, что банки предлагают повысить ставки в среднем на 35 п.п. — до 15-18% и выше.Хорошо вам живется, сейчас приемлемой называется ставка в 20%. — Наша компания относится к крупному бизнесу, в котором есть что заложить. Кроме того, отраслевых рисков мало, продукция высоколиквидна – шины не молоко, которое прокисает за неделю. Ставка возросла не так существенно. Но и это повышение для нас ощутимо. Ставки должны быть ниже, иначе образуется тромб в экономике.Что положительного вы видите в кризисе?- Ничего. Но появляются разные возможности оптимизации – численности персонала, зарплат менеджеров, если они излишне высокие. То, о чем и ранее думали, но откладывали на потом, или только планировали сделать. Теперь намного легче принимать непопулярные решения.У нас есть опыт реструктурирования, финансового оздоровления шинного бизнеса. В 2005 году компания была убыточной, но менеджмент смог сделать ее успешной за 2006-2007 годы. И мы не просто вышли в прибыль, а в прибыль, соответствующую среднеотраслевым показателям по миру с 10% рентабельностью по EBITDA. Так что существующая команда закалена в боях, и ситуация для нас в каком-то смысле не отличается от 2006 года. Мы тогда заработали определенный иммунитет к трудностям. И теперь каждый помнит, что есть момент в истории компании, когда мы своими силами вылезли из ямы. Так что при нынешних внешних трудностях у нас меньше страха и больше понимания, что надо делать.Что хотели бы сказать вашим клиентам?- В последние годы компания активно налаживает выпуск продукции, производимой на передовом оборудовании, не уступающей импортным аналогам. Мы стараемся предложить качественные шины по доступной цене. В период кризиса у потребителей будет дополнительная возможность в этом убедиться. А когда кризис пройдет, они уже не будут стремиться покупать импортные шины.Беседовала Ольга Шевель