Рубрики
Статьи

«Viberi» Лица

«Viberi» Лица
«Viberi» ЛицаТомоаки Ниситани:«Рост стоимости иены сыграл злую шутку»Глава «Тойота Мотор рус» признался в пересмотре первоначальных планов по продажам и рассказал, как переживают кризис японские компании.Ниситани-сан, по итогам октября и за 10 месяцев 2008-го Toyota в отличие от многих участников рейтинга продаж показала положительный результат. Значит ли это, что кризис вас пощадил?- На самом деле мы тоже его ощутили, в сентябре нам пришлось пересмотреть свои планы по продажам на этот год. Если в начале 2008-го мы заявляли о намерениях реализовать в России 215 тыс. машин (включая Lexus), то теперь нацелены на планку в 200 тыс. То есть, поскольку в 2007-м мы продали 146 тыс. автомобилей, по итогам 12 месяцев текущего ждем роста в 30%. За период с января по октябрь продажи составили 176 тыс. машин.Получается, что нелегко оказалось вписаться даже в очень осторожный прогноз. Наверное, делаете ставку на скидки и бонусы?- Да, у нас есть совместные программы с дилерами, они касаются моделей Rav4, Camry, Avensis. А еще покупатели получают подарки – зимние шины, например.А что с Тойота-банком – нет интересных процентов по кредитам?- Здесь ситуация такова. Если вы помните, он начал свою деятельность в сентябре прошлого года с кредитования покупателей наших машин, сначала только в Москве и Петербурге. Со временем стал осваивать регионы, а также – кредитовать дилеров. Но в октябре текущего года все банки столкнулись с проблемой нехватки рублевых фондов. Поэтому сегодня Тойота-банк предлагает ссуды в американской валюте. Но люди знают, что происходит обесценивание курса рубля по отношению к USD, соответственно долларовый кредит становится дороже.Похоже на панику, когда у страха глаза велики…- Отчасти вы правы. Почему это происходит? Волна глобального кризиса изначально была вызвана обрушением американской экономики, и моментально подключился мировой финансовый рынок. Ожидалось, что Россия будет более устойчива! Но – вы видите цену на нефть: она снизилась и продолжает падать. А все ожидания от российской экономики очень сильно с ней связаны. Соответственно рубль стал дешеветь, а это вызвало отток капитала, что в свою очередь оказало негативное влияние на реальный сектор экономики.А как, по вашим наблюдениям, переживает последствия кризиса Япония?- Она не исключение, там тоже происходит спад. После банкротсва Lehmann Brothers в США экономика Японии столкнулась с серьезной проблемой. Рынок акций стал падать, а вот японская иена – дорожать, и до сих пор она растет в цене. При этом снижается стоимость товаров и услуг, что выгодно жителям страны: они наслаждаются дешевыми продуктами, недорого путешествуют в Европу и Америку. Но в любой ситуации есть плюсы и минусы.Тогда каковы эти минусы?- Проблемы в основном — в бизнесе. Из-за падения рынка акций японским компаниям сегодня сложно экспортировать товары на другие рынки – в том числе и автомобили, нас это тоже коснулось. Здесь рост стоимости иены сыграл злую шутку: прибыль компаний стала падать.А что с сокращениями – на японских предприятиях вообще, в Toyota в частности и в российском офисе компании особенно?- Не могу сказать, что происходит у других, но что касается Toyota в целом, мы не сокращаем штат вообще. На российское подразделение этот принцип тоже распространяется. А вот количество сотрудников, работающих по контракту, станет меньше – мы должны следовать изменениям в производственных планах. Но основную команду, повторюсь, компания будет сохранять: ведь если у нас ожидается рост продаж на 30%, нужны кадровые ресурсы.Хорошо, а какие шаги предпримете для оптимизации расходов?- Ненужные затраты мы, конечно, сократим: в первую очередь это излишние командировки. Перекроим бюджет, урежем маркетинговые статьи. Вообще кризисная ситуация является хорошим поводом пересмотреть способы управления. Но дело-то в том, что сейчас мы как раз расширяем бизнес! На прошлой неделе торжественно открыли новый офис в Московской области – на 11 га земли, выкупленной в собственность, мы построили комплекс площадью 51 тыс. кв. м, из которых около 30 тыс. кв. м занимает склад запчастей, более 7 тыс. – информационный центр, где мы будем обучать своих сотрудников. На офис же выделено 3 тыс. кв. м. Инвестиции в строительство составили более $120 млн, первый камень был заложен в августе 2006-го.Грандиозный проект. Кризис, надо полагать, не помешал его закончить?- В какой-то момент у меня возникла мысль не устраивать церемонию – во-первых, с точки зрения этики, а во-вторых – по причине известных экономических трудностей, которые сегодня знакомы каждой компании. Но в итоге именно благодаря этому «во-вторых» я принял решение, что торжественному открытию быть. И оно состоялось – по такому случаю прилетел председатель совета директоров Toyota Motor Corporation Фудзио Тио, доказав этим значимость проекта для компании. Президент Медведев прислал поздравительную телеграмму из Перу, где был в деловой поездке, а на церемонии присутствовали первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов и помощник президента Аркадий Дворкович, а также посол Японии в России Ясуо Сайто. Всего пришло около 300 гостей.Масштабно.- Но ведь этот центр – больше, чем просто новый офис. Мы не просто хотим усилить позиции на рынке, а интегрироваться в местную культуру. В прошлом году, как вы знаете, мы начали строительство производства Camry в Шушарах по Петербургом, это наш первый институциональный проект, говорящий о долгосрочных планах Toyota на местном рынке. Наша цель в России – стать достойным членом ее общества, и строительство нового комплекса было естественным решением в продолжение этих намерений.