Рубрики
Статьи

«Viberi» Лица

«Viberi» Лица
«Viberi» ЛицаЗаместитель руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом рассказал, как госпредприятия пережили кризис.Интервью с участником проекта «33 перца-2010»Глеб Сергеевич, вы задумывались о работе в бизнес-структурах?- Я еще в школе мечтал, чтобы поучаствовать в решении государственных задач. И мой выбор экономической специализации был во многом обусловлен этим желанием. В юные годы работа в качестве государственного менеджера представлялась, прежде всего, как возможность оперативной реализации самых смелых новаторских идей. В чем-то надежды оправдались. Но надо признать, что работа чиновника требует гораздо больше здорового консерватизма, чем это можно было предположить. Думаю, что со временем нужно будет попробовать себя и в бизнесе. А в начале карьеры … Мое поступление и обучение на экономфаке Санкт-Петербургского университета экономики и финансов пришлось на яркий и динамичный период середины 1990-х. Это было время политических баталий. Подобно многим молодым людям я был весьма патриотично настроен. И если в школе существовали некие общие мысли о работе в интересах государства, то конкретные представления о госслужбе выкристаллизовались к концу обучения в вузе. На последнем курсе обучения я по собственной инициативе отправился в Комитет по управлению госимуществом Санкт-Петербурга с предложением взять меня в качестве практиканта для прохождения преддипломной практики и стажировки. Взяли?- Да. Более того, после окончания трехмесячной стажировки и защиты диплома, мне предложили остаться работать в КУГИ. Начинал с должности ведущего специалиста в департаменте экономики городского имущества. Через год стал начальником отдела управления госсобственностью, а спустя еще два года — начальником Управления распоряжения государственной собственностью. Одновременно вы обучались в аспирантуре и поступили на юрфак СПбГУ. Как все успевали?- Плюс работал над диссертацией. Ее тема — «Управление эффективностью организации в интересах собственника». Успевал потому, что хотел учиться, стремился к тому, чтобы и в учебе, и в работе достичь максимальных результатов. Как вы оказались в Росимуществе? — Валерий Назаров, который был председателем КУГИ Санкт-Петербурга, когда я пришел туда работать, стал впоследствии руководителем Росимущества. От него я и получил предложение. Он же оказал существенное влияние на формирование меня как специалиста. В Росимуществе с мая 2004 года. Был назначен на должность начальника управления. С ноября 2007 года – заместитель руководителя Агентства.Ваши юношеские представления о госслужбе изменились?- Можно сказать так: определенные мечты, приобрели более реальные очертания. К тому же, когда сталкиваешься с теми или иными негативными явлениями, в том числе с косностью бюрократической системы, порой испытываешь отнюдь не положительные эмоции. Но это не повод для того, чтобы опустить руки и проявить малодушие. Из чего состоит ваша работа?- Я занимаюсь вопросами управления государственной собственностью в инфраструктурных отраслях, организациях военно-промышленного комплекса, промышленности, сельского хозяйства и природопользования. В сферу моей ответственности входят транспорт, связь, ТЭК, агропром, строительство – по большому счету весь реальный сектор. Одна из важнейших задач, которую я и мои сотрудники решаем — представление интересов Российской федерации как собственника во ФГУП и акционерных обществах с госучастием. Таких организаций в России на данный момент около 2 тысяч. Бывали моменты, когда я входил в Советы директоров или наблюдательные советы до 25 организаций одновременно.Объясните, как происходит управление государственным имуществом? — Например, Росимущество принимало активное участие в процессе подготовки публичного размещения акций «Роснефти». Предварительно была проведена консолидация компании с дочерними обществами для формирования интегрированной корпоративной структуры. Это очень объемная работа, помимо всего прочего, она включала в себя подготовку и одобрение обоснований сделок компаний, которые впоследствии были профинансированы посредством IPO и через привлечение кредитных ресурсов. И подобную работу Росимущество проводит практически во всех компаниях, где есть государственное участие.Разве эти вопросы не входят в компетенцию менеджеров компании?- Что касается текущей работы, скажем, подготовки документов, то этим, конечно, занимается менеджмент. Но именно мы должны рассматривать, к примеру, предложения о реорганизации, чтобы собственник – государство – смог принять решение о параметрах конвертации акций дочерних обществ в акции головной компании, или о структуре размещения бумаг на бирже и прочее. В ходе работы может возникнуть полемика с менеджерами, мы корректируем друг друга и вырабатываем общую позицию. Часто приходится полемизировать с управленцами на госпредприятиях?- Мы фактически касаемся темы моей кандидатской диссертации. Основополагающий конфликт в теории фирмы: между менеджментом и акционерами. Я представляю интересы акционеров, а менеджмент может иметь интересы, отличные от интересов акционера. Если акционеры ориентированы на рост капитализации, стоимости акций и выполнение иных множественных задач и целей, то менеджмент заинтересован в росте объемов бизнеса в связи с тем, что именно это влияет на его собственное благополучие. Наемные работники стремятся к росту бонусной составляющей и в меньшей степени настроены на рост чистой прибыли и капитализации. И таких конфликтных точек может быть много. Более того, в российских условиях конфликт гипертрофирован, он обостряется многократно по сравнению с классической западной теорией и реальным положением дел. Это означает, что оппортунистическое поведение отдельных российских менеджеров сопряжено с большей степенью свободы, чем за границей. К сожалению, часто, попадая на руководящую должность, люди, в первую очередь, начинают думать о финансовом благополучии.Но не все же ведут себя таким образом…- Подобный элемент мотивации присутствует у многих. Попросту такова природа менеджера – наемного работника. Важен вопрос правильной мотивации и сдерживающих факторов, в том числе моральных — многое зависит от личности. Поэтому наша задача – мотивировать менеджеров так, чтобы получая результат для себя, он давал бы результат и акционеру. Например, надо создавать нормальные условия труда. Попытка загнать менеджмент в не рыночные условия в части оплаты труда и социального пакета не может увенчаться успехом. Очевидно, «Росимуществу» так и не удалось мотивировать руководство «Красноярских авиалиний» на адекватные действия, раз уж авиаперевозчик с участием государства в капитале стал банкротом… — Вообще Росимущество – не единственная организация, которая определяет позицию по управлению юрлицами. Мы находимся в парадигме согласований с другими органами исполнительной власти. Абсолютно все решения содержат по два-три, а то и четыре ключа, я говорю о согласовании ведомств. Скажем, приоритет в кадровой политике отдается отраслевым ведомствам. Мы можем бить в колокола, предупреждать, высказывать сомнения, не соглашаться и требовать иных предложений от этих органов власти, но назначать какое-то лицо на должность должны отраслевики. Мы ведь профессионалы в корпоративном управлении, имущественных вопросах, общем менеджменте, финансовых аспектах. Что в себя включает понятие управление госимуществом, когда речь заходит о небольших предприятиях? Зачем государству нужна какая-нибудь льносеменоводческая компания, где работает 10 человек?- Этим имуществом и юрлицами тоже нужно управлять. Сложность в том, что они очень разнородные, необходимо привлекать к участию различные отраслевые ведомства и экспертов. Но есть и общее – подход к оценке эффективности, что собственно хочет государство получить от подобных организаций. Большинство из них не выполняет госфункций, их лучше продать, но до этого момента целью управления является повышение капитализации. Так же как и у любого другого собственника. В случае, если присутствие государства необходимо – например, предприятие участвует в реализации госзаказа, тогда помимо основной цели на передний план выходит обновление основных фондов, модернизация, обеспечение стабильности работы данной организации. Но в мелких предприятиях государство реального участия и не принимает?- Неверно. Конечно, государство могло бы быть более активным, но в силу большого числа объектов и недостаточного количества кадров и ресурсов у Росимущества, это не всегда получается. Абсолютно каждое, даже самое мелкое предприятие, имеет в составе совет директоров, если это акционерное общество. Утверждаются отчеты, назначаются аудиторы со стороны государства, происходит рассмотрение и одобрение различных сделок. И, безусловно, кадровая политика в отношении руководителей — прерогатива государства. Насколько за время кризиса изменился объем госсектора и далек ли он от оптимальных показателей? — Размер госсектора не был оптимальным и до кризиса, и не является таковым сейчас. Количество владения активами увеличилось вследствие сделок хозяйствующих субъектов. Что касается Росимущества, то общий объем прямого владения с нашей стороны только уменьшался в результате приватизационного процесса. Если говорить о сделках в кризис по приобретению активов различными юридическими лицами, то да, это происходило. Но и обратный процесс не за горами. Доля госсобственности, безусловно, будет снижаться по мере увеличения инвестиционной емкости рынка. Некоторые уже говорят, что кризис закончился…- Последствия кризиса еще не преодолены, хотя в общей массе предприятия кризис прошли, и гораздо с меньшими потерями, которые могли бы быть. Как это ни странно, но кризис имеет и некие позитивные составляющие. Например, представители бизнеса объективно посмотрели на свои затраты и нашли много новых резервов в их сокращении. Каково сейчас состояние курируемых вами отраслей?- Их истинное состояние, прежде всего, состояние производственных фондов, не претерпело сильных изменений. А если говорить о финансовом состоянии, то, безусловно, оно ухудшилось. Все достаточно неплохо в сфере услуг, если рассматривать ее в сравнении с некоторыми другими отраслями. Более-менее хорошо дело обстоит в молодых отраслях, таких как телекоммуникации. Если же мы говорим об отраслях с наследием, в первую очередь промышленность, то кризис четко продемонстрировал, что для них наиважнейшей является модернизационная повестка. Обновление основы, экономического базиса вот что сейчас едва ли не самое главное. Однако это будет не легко, если учитывать, что сильно подорожали привлеченные ресурсы… — Согласен, ведь за ресурсы придется расплачиваться и обслуживать их. Именно эти проблемы теперь будут обостряться. В середине 2010 года наступит момент расплаты по краткосрочным кредитам, учитывая, что основной острый период кризиса ликвидности пришелся на начало и середину 2009 года. Тогда те, кто смог привлечь новые кредитные средства, получили их на более худших условиях, чем получали ранее. Уж не говоря о стоимости этих кредитных ресурсов, которые увеличат себестоимость и уменьшат свободную ликвидность организаций. Что вы порекомендуете молодым людям, начинающим делать карьеру?- Убежден, все достижимо при упорном труде и наличии четко поставленной цели. Никакие временные неудачи не должны выбивать вас из седла. Надо ставить перед собой обоснованную собственными нравственными представлениями долгосрочную цель. И работать, работать и еще раз работать. Ничего оригинального.Беседовала Ольга Шевель