Рубрики
Статьи

«Viberi» Лица

«Viberi» Лица
«Viberi» ЛицаАлександр Синев:«Возможно, восстановим ночную смену»Генеральный директор производственного объединения «Начало» получил серьезную экономию средств за счет оптимизации фонда оплаты трудаКак кризис повлияет на положение в отрасли?- Мировой кризис отразился на отрасли в плане доступности банковских продуктов, но в целом на продажи не повлиял. У нас особая ситуация – мы производим запчасти. Это расходники, которые покупают всегда, особенно если речь идет об отечественных автомобилях. Доступный товар. Хотя продажи и упали в конце 2008 года из-за общего снижения потребительской активности. Но теоретически, отечественные производители запчастей должны выиграть от девальвации рубля. Впрочем, рубль не является лидером по показателю девальвации в сравнении с валютами ряда стран Восточной Европы и Турции, откуда импортируются запчасти, напрямую конкурирующие с продукцией отечественных предприятий. Иными словами эффект падения 1998 года может не повториться в полной мере, а лишь частично.Как вы боретесь с кризисом в своей компании? — «Начало» – третья по масштабу производственная площадка в Набережных Челнах после «Камаза» и микролитражных автомобилей компании «Соллерс», на конец 2008 года в компании работало 1,51 тыс. человек. Это означает повышенное внимание властей: никаких незаконных увольнений, надо соблюдать КЗОТ. Мы решили ввести короткую рабочую неделю, отказались от 3-й ночной смены, уменьшили продолжительность рабочего дня. Учитывая прогнозируемую загрузку на 2009 год, предварительно 90-100%, возможно, восстановим ночную смену.Без разрешения горадминистрации вы не смогли бы сократить работников?- Мы и не собирались никого сокращать из-за кризиса. На самом деле, оптимизацией персонала занялись еще в мае 2008 года. Тогда в компании работало около 1,8 тыс. человек. Проведенное сокращение было оправдано экономической целесообразностью. Начало кризиса в августе-сентябре 2008 года только подтвердило необходимость снижения всевозможных трат на предприятии. Мы смотрели необходимость тех или иных расходов, изучали функционал каждого сотрудника, чтобы понять, насколько он реально нужен компании. Так мы высвободили персонал для развития нового литейного проекта. При этом старались сохранить примемлемый уровень оплаты труда. В итоге к концу нынешнего года осталось 1,5 тыс. человек.В связи с чем в компании затеяли оптимизацию персонала? — Акционеры — несколько физических лиц (выходцы с «Камаза») понимали, что пришло время передавать управление компании профессионалам. Был нанят новый профессиональный управляющий Владимир Кийко, перед которым владельцы поставили задачу кардинально повысить общую эффективность предприятия. Рентабельность была довольно низкой для такого рода деятельности – 3,99% в 2007 году. Управляющий стал разбираться. И предположил, что может быть существенно сокращен ряд расходов, в том числе фонд оплаты труда, на который в структуре себестоимости продукции приходилось 22%. Также были уменьшены корпоративные расходы: представительские, командировочные, закупки канцелярских товаров для офиса и прочее. Но в основном рентабельность выросла за счет оптимизации фонда оплаты труда. Вы не поверите, но именно эти меры позволили поднять рентабельность к концу 2008 года более чем в два раза до 9,25%.Если бы компании не начала оптимизацию, то насколько сильное негативное воздействие мог оказать кризис? — При прежнем числе работников нам бы не хватило оборотных средств, пришлось бы прибегать к банковским кредитам по гигантским ставкам, не менее 25% годовых. Мы предпочитаем не обращаться за кредитами, но если берем, то короткие деньги на оборотные средства, когда, например, обязательно завтра нужно иметь финансирование. У нас сезонный спрос, в январе в связи с отсутствием спроса пришлось взять кредит, ведь зарплату платить надо. Отдадим его в марте-апреле.Компания безвозвратно «оптимизировала» 300 работников?- Людям была предоставлена возможность не покидать завод. У нас идет стройка нового цеха, кто захотел – перешел на время туда с незначительным сокращение зарплаты. Когда ситуация стабилизируется, они вернутся на свои рабочие места.Что вы строите в кризисное время?- Литейный цех. Решили войти в сферу, где рентабельность довольно высока, так как производство сложное, с серьезной добавленной стоимостью. Этот комплекс будет единственным в России, работающим не на внутренние нужды какого-либо машиностроителя, а с коммерческими целями, B2B. На наш взгляд, рынок не насыщен. Будем делать то, что нельзя штамповать, а необходимо отливать – детали для сельскохозяйственного машиностроения, подвижного состава железнодорожного транспорта, естественно, для автомобилей. Под проект в конце 2007 года был взят довольно большой кредит в иностранном банке под приемлемые проценты. Цех должен быть запущен в июле, и еще год продлятся налоговые каникулы. Персонал – специалистов в литейном деле, мы начали набирать два года назад, они под программу оптимизации, естественно, не попали.Как на производстве отразился кризис?- В январе у нас были пустые склады, отработали в убыток, а в феврале загружены почти полностью. Все запасы в течение января были распроданы, хорошо поработали сбытчики, а сами мощности были остановлены. На среднесрочную перспективу я бы прогнозировать не взялся. Хотя в целом на 2009 год сохраняем довольно оптимистичный для кризиса прогноз с хорошим повышением рентабельности. По выручке, надеемся, он будет на уровне 2008 года – чуть более в 1 млрд рублей.Почему вы не закладываете повышения? Ведь доля отечественных моделей в структуре продаж автомобилей будет расти, а иномарок уменьшаться. — На запчасти существует инерционный спрос, он повышается не одновременно с ростом спроса на автомобили. Должно пройти какое-то время, в зависимости от типа запчасти от нескольких месяцев до года. Хотя потребность что-то менять, особенно «кузовщину», может возникнуть внезапно, скажем, если машина попадет в аварию. Кроме того, компания еще не на все новые модели «Автоваза» делает детали. У нас есть четкий ассортимент запчастей для заднеприводных классичических моделей «Автоваза» и переднеприводных 9 и 10 семейств. Но еще не играет столь весомой роли в продажах номенклатура запчастей по новым моделям «Калина» и «Приора». А покупаются в первую очередь именно они. Сейчас на повестке дня – запуск производства крыльев для «Приоры».Завод делает запчасти только для марок «Автоваза»?- Также и для «Москвича», «Оки», «Волги». За МКАДом их столько, что ездить на них люди будут еще долго.Вопрос развития производственной программы: делаем то, что приносит вал. Это рынок, которого хватит на всех отечественных производителей. В стране остался приличный парк даже снятых с производства автомобилей «Москвич», «Ока».Какую долю рынка запчастей для отечественных автомобилей занимает «Начало»?- Некорректно говорить о доле рынка в целом, так как мы не выпускаем все виды запчастей для всех существующих моделей. По собственным оценкам, отдельно по кузовным деталям (кузов, капот, крылья, двери, различные панели) компания занимает в зависимости от позиции от 30% до 50% рынка. Дело в том, что для «кузовщины» нужны линии крупной штамповки с усилием пресса до 1 тыс. тонн. Таких линий в России немного, очень затратное в плане организации производство. Делаем запчасти для ходовой части. Например, по задним тормозным колодкам вазовской классики «Начало» удерживает 45%. По тем же деталям для переднеприводных «Лады» и «Самары» – 58%. В целом же на заводе производится несколько миллионов различных изделий. Это позволяет поддерживать рыночную плавучесть, за счет каких-то позиций можем выручать себя от убытка, складывающегося по другим.Каковы взаимоотношения с «Автовазом»?- Мы сотрудничаем с дочерней компанией «Автоваза», изготовителем компонентов и запчастей «Ваз-Интерсервис». Нам удалось начать поставки некоторых элементов сцеплений. В конечном итоге эти детальки идут на конвейер. По другой номенклатуре — здоровая конкуренция. «Автоваз» при всем желании не сможет обеспечивать весь спрос на обслуживание своих моделей – рынок огромный.Где берете чертежи деталей? Разве это не интеллектуальная собственность «Автоваза?»- Компоненты и запчасти для серийных автомобилей может кто угодно выпускать. Надо только убедить потребителя, что эти части максимально близки к оригиналу, и в то же время существенно дешевле. Достаточно купить оригинальную заводскую деталь, а потом 3D-счетчикамии сканировать ее, сделать в цифровом виде образец, и с него изготовить конечный продукт. У нас такое оборудование смонтировано, есть специальный исследовательский отдел, модельный цех, где детали доводят вручную под точную сопрягаемость. Согласно существующим требованиям, кузовные детали сертификации не подлежат. Но необходимо сертифицировать номенклатуру ходовой части: сцепление, элементы подвески, тормозную систему. Испытания этих деталей проводим в независимых лабораториях, типа НАМИ или «Ижавто». Пока к нашей продукции претензий не было.Почему производите автокомпоненты для сборки импортных автомобилей, как собирались?- Этот проект мы называли NCH. Его целью было осуществление поставок на конвейеры мировых автопроизводителей в соответствие с программой локализации. Но пока нам не удалось довести бизнес-процессы до уровня мировых — выше головы не прыгнешь. Надеемся, в будущем все равно удастся реализовать проект, ведь программу локализации никто не отменял. Не исключаем создания совместного предприятия с кем-либо из автопроизводителей. Но вот именно сейчас затевать такого рода производство несвоевременно: надо новое и специальное оборудование покупать, а цены в валюте, в пересчете на свежий курс окажутся космическими.Что вы видите положительного в кризисе-2008?- Кризис дал нам возможность по-новому взглянуть на свои расходы, провести серьезную и полезную оптимизацию. В целом, полагаю, нынешний кризис – настоящая санация для отечественной экономики. Выживут только наиболее эффективные компании, остальным придется либо ликвидироваться, либо менять сферу деятельности. А те, кто останется на рынке, научатся жить в условиях, когда в экономике бывают периоды не только динамичного роста, но и чувствительные падения. Компании будут более взвешенно подходить к ситуации, научатся просчитывать ее развитие на несколько шагов вперед.Что вы хотите сказать вашим клиентам?- Мы хотим, чтобы наши клиенты были уверены: кризис сделает нас крепче и сильнее. «Начало» и раньше предлагало клиентам весьма конкурентоспособные продукты по соотношению цена-качество, но теперь, думаю, позиции только усилятся. Мы – за долгосрочное партнерство производителя и потребителя, где каждый получает от такого симбиоза свою выгоду.Беседовала Ольга Шевель