Рубрики
Статьи

«Viberi» Лица

«Viberi» Лица
«Viberi» ЛицаНикита Сергиенко:«Бумагу пока не экономим»Финансовый директор Rambler Media намерен использовать кризис для рывка впередЧто положительного вы видите в кризисе-2008?- Это новые возможности. В мировой истории не раз бывало, что компания проявляет себя в полной мере и даже становится лидером в своей области, именно в период кризиса. В нестабильных условиях можно и нужно продолжать развиваться. Оценить изменения на российском медиа-рынке мы, вероятно, сможем ближе к концу 2009 года. Но кризис сыграет на благо лишь тем компаниям, которые уже сейчас эффективней конкурентов.Каковы преимущества Rambler?- Есть все предпосылки, чтобы выиграть. Наша аудитория консервативна — в хорошем смысле этого слова. Большая часть пользователей – люди старше 30, начавшие заходить в интернет более десяти лет назад. Они не склонны менять свои привычки.Кроме того, у холдинга нет долгов, чем нынче могут похвастаться немногие. И есть значительный запас денежных средств, которые будут использованы для эффективных инвестиций или приобретений.Кого планируете купить?- Нас интересуют медийные, новостные и иные интернет-проекты с высокой посещаемостью. Конкретные планы озвучивать пока не буду — должна же быть и в Rambler какая-то загадка.Еще из преимуществ – диверсифицированность компании. В нашей структуре есть элементы, которые в период экономического спада растут даже быстрее, нежели в спокойные времена. Так, входящий в Rambler сервис сравнения товаров и цен Price.ru только выиграл от кризиса 1998 года: его объем продаж вырос в 4 раза.Но тогда и конкуренция в Рунете была ниже, и сам проект находился в начале развития …- Конечно, в 2009 году кратного увеличения выручки не будет. Но во время кризиса доходы Price.ru обязательно будут расти. Аналогично, выручка «Бегуна», которая и до кризиса активно росла, в 2009 году будет увеличиваться сравнимыми или чуть меньшими темпами.Как кризис повлияет на положение дел в отрасли?- Аналитики утверждают, что все больше рекламодателей обращаются к интернету. Это дешевле, но дело не только в кризисе. В развитых странах мира 15% рынка рекламы идет online. В России к концу 2008 года на интернет приходилось только 3% рекламных доходов. Перетекание бюджетов в интернет неизбежно, и кризис ускорит этот процесс. Rambler — одна из крупнейших русскоязычных интернет-площадок, и его посещаемость продолжает расти. Поэтому в 2009 году мы ожидаем достаточно стабильной выручки от продажи рекламы.Для вас перспективней баннерная или контекстная реклама?- В конце 2008 года наблюдалось некоторое сокращение доходов от баннеров. Рост контекстной рекламы не замедлился. Думаю, в этом году доходы от нее будут расти быстрее.Какую поддержку Rambler Media оказывает контролирующий акционер — «Проф-медиа»?- Компаниям одного холдинга гораздо проще сотрудничать между собой в плане обмена рекламой. Плюс фирмам средней величины, таким как Rambler, невыгодно держать в штате специалистов по некоторым направлениям. Например, у нас нет налогового отдела. «Проф-медиа» в данном случае играет роль сервисной организации.Котировки акций Rambler с пика упали почти в 20 раз…- Фундаментально компания показала хорошие результаты в 2008 году: рост выручки на 60% и увеличение рентабельности EBITDA вдвое по сравнению с 2007-м. На общее снижение котировок акций по всему миру мы, конечно, повлиять не можем, это системный кризис. Но и он пройдет.Как вы боретесь с кризисом внутри компании?- Сокращаем затраты, оставляя лишь необходимые для развития бизнеса. Бумагу пока не экономим. Но целесообразность затрат на масштабную промо-акцию или запуск нового проекта теперь предмет для горячих дебатов. Для крупных кампаний мы делаем NPV-анализ (Net Present Value — «Выбери!by»); тщательней проверяем надежность поставщиков, делаем встречную проверку дисконтов, предлагаемых различными рекламными площадками. Плюс проводим оценку своих сервисов. В 2009 году сосредоточимся на развитии наиболее популярных и прибыльных. Нерентабельные проекты будут закрыты.В тяжелые периоды у людей с предпринимательской жилкой, как правило, наступает пик творческой активности. Поэтому сейчас мы даем ответственным менеджерам больше возможностей реализоваться, больше свободы в принятии решений. Мы децентрализовали продажу рекламы, теперь каждый ресурс – Rambler, Lenta.ru, Price.ru – продает площадки самостоятельно. Конечно, это потребовало незначительного увеличения затрат на персонал (менее 0,1%), но существенно увеличит выручку. Уверен: Lenta.ru во время кризиса продаст больше, чем до него.Какими будут сокращения штата?Мы сократили примерно 10-15% персонала. После тщательной проверки эффективности наших сервисов будем перераспределять сотрудников, посылая лучших на «передовую», то есть наиболее эффективные проекты. Но, тем не менее, мы продолжаем привлекать новых специалистов – и тут кризис играет на нас. Ожидания по зарплате снижаются. На топовые позиции мы можем позволить себе «звезд», специалистов высшего уровня.В 2007 году, при уходе из Rambler Media Ирины Гофман, сменился весь топ-менеджмент. И одним из первых ушел финансовый директор. Теперь рынок обсуждает скорую отставку Марка Опзумера. История повторяется?- Официальных заявлений на этот счет не было. Поживем — увидим.Что вы хотите посоветовать клиентам?- Рекомендую внимательно следить за своими расходами, в том числе на рекламу. Тщательней оценивайте ее эффективность, сопоставляйте различные рекламные каналы, в том числе online и offline. Отслеживайте результат каждого предпринятого шага. Этот принцип позволит не только выстоять, но и повысить эффективность бизнеса даже в неблагоприятных экономических условиях.А по-человечески…в первый раз что ли? Сколько уже было – 1917, 1991, 1998 года и это неполный перечень «веселых» лет. Те, у кого десятилетиями было тихо, могут ужасаться и ахать. России не привыкать к отсутствию покоя. Она на кризисе еще выиграет.