«Viberi» Лица
«Viberi» ЛицаСергей Купцов:«ОГИЦ – новый брэнд старых работ»Заместитель директора НИИ «Восход» и руководитель проекта ОГИЦ утверждает, что с технологической точки зрения электронное правительство готовоГотова технологическая база для электронного правительства и ОГИЦ. А чего не хватает для работы системы? — Общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ) создан юридически и технологически. Технологически он расположен в нашем НИИ, занимает большую площадь и состоит из инженерной инфраструктуры, готовой работать и в аварийных условиях, с генераторами, системами охлаждения, энергосберегающими системами, контурами безопасности. Осталось найти площадку для резервного оборудования. Мининформсвязи рассматривает варианты еще с 2007 года. Сейчас процесс затих.Нормативной базы достаточно, чтобы начать что-то внедрять (подробнее http://www.finansmag.ru/94861/). Удостоверяющие центры ОГИЦ созданы и действуют. Нужно формировать следующую трехуровневую общегосударственную структуру: федеральный удостоверяющий центр ОГИЦ; удостоверяющие центры первого уровня, действующие на основании корневого сертификата от федерального; локальные центры регистрации – место обращения граждан и пункты выдачи ЭЦП чиновникам. В центре регистрации по предъявлении паспорта любой гражданин может получить электронную цифровую подпись (ЭЦП) на определенном носителе, будь то социальная смарт-карта или USB-накопитель, и пользоваться сервисами электронного правительства. Но сегодня нет закона, по которому электронные документы являются юридически значимыми.Поясню на примере. В рамках ОГИЦ создан программный комплекс «Нотариус» с реестром нотариальных действий, который «переводит» бумажный документ в электронный и наоборот. Все действия фиксируются, имеют юридическую значимость и могут быть востребованы в любой момент для разбирательства. Гражданин с документом, например свидетельством о рождении, может прийти к нотариусу, и тот, пользуясь своей ЭЦП, через ОГИЦ, оформит и выдаст на носителе электронную копию свидетельства. Действия нотариуса автоматически регистрируются в государственном электронном реестре нотариальных действий. Однако, во-первых, нет закона, разрешающего вести электронный реестр нотариальных действий. Во-вторых, какое ведомство согласится принять к исполнению этот электронный документ?Бытует точка зрения, что наполнение ОГИЦ содержанием – задача Росинформтехнологий…- Проблема много шире. Агентство является постановщиком задачи, а мы – исполнителем. Отсутствует организация, которая обязана контролировать межведомственное взаимодействие, имеющая прямое влияние на ведомства, которые обязаны подключаться к ОГИЦ. Однако в отсутствие политической воли не подключаются. Обращаю внимание, что между «отсутствием политической воли» и «политической волей президента и правительства» нет противоречия. Просто задача верхнего уровня легко извращается на среднем исходя из узковедомственных интересов.Получается, проблема в невыполнении законов?- Не все так плохо. Существует четыре типа электронных услуг. Первый – информирование, которому никто особо не противится. Постепенно в общественный доступ на портал выкладывается легальная информация о госуслугах. Это происходит не быстро, потому что нельзя превращать портал в информационную свалку. Надо все структурировать, ввести параметры документов в каталог, глоссарий, классификаторы, разработанные МЭРом.Есть ведомство, есть регламент. Например, МВД по запросу должно оформлять гражданину справку о судимости. Сейчас человек должен прийти в Главное управление внутренних дел, написать заявление, предъявить паспорт, и чиновники приступают к оформлению справки. Сейчас надо проинформировать людей о том, когда, где, как гражданин может воспользоваться этой услугой. Казалось бы, выложить регламент можно и без ведома МВД. Однако остается проблема легальности информации на настоящий момент времени. Нет круга лиц, которые в соответствии с определенными регламентами публикуют и обновляют информацию. Уполномоченные лица с персональными ЭЦП должны публиковать и подписывать документы, классификаторы, справочники и размещать их на портале. А, главное, чтобы существовал регламент этих действий, за которым следил бы уполномоченный орган. Хотелось бы, чтобы правительство занялось созданием подобной структуры, которая будет иметь право заниматься администрированием системы. Сейчас для меня неочевидно, кто этим будет заниматься. Наверное, структура должна существовать не на уровне ведомств, а на уровне правительства. Чтобы ее сотрудник мог позвонить в министерство и спросить, почему давно не обновлялась информация. Если сегодня с таким вопросом в ведомство обратится сотрудник Росинформтехнологий, его проигнорируют.Второй тип услуг – предзаполнение. Например, на сайте опубликован регламент. Вместе с регламентом размещена форма для заполнения, например для регистрации свидетельства о рождении ребенка. Скачиваешь ее, заполняешь, идешь с формой в ведомство. Казалось бы, что проще, ведь все регламенты и формы уже есть? Это действительно несложно и количество таких услуг постепенно пополняется.Третий тип – частичная транзакция. Запрос заполняется и отсылается в уполномоченное ведомство через портал. Этот сервис сегодня работает только в режиме показа, потому что требует создания внутриведомственных регламентов. Электронный регламент должен изменить саму работу чиновника нижнего уровня. Грубо говоря, сотрудник ведомства, вместо того чтобы на кнопочках крепить к стене список готовых документов, должен внести этот перечень в базу данных, обновлять его. А гражданин может увидеть в своем личном кабинете на портале информацию о готовности документа, приехать и получить его. Принципиально, что доступ к личному кабинету осуществляется с помощью личного идентификатора ОГИЦ с ЭЦП, это важно для безопасности любой значимой транзакции. Сегодня этот сервис уже работает.Четвертый тип услуг — полная транзакция. Технически – нет проблем, административно — дело будущего. Когда гражданин с ЭЦП в любом из пунктов общественного доступа, в многофункциональном центре, на почте или на специально оборудованном домашнем компьютере заполняет заявление, оплачивает сборы и спустя некоторое время получает готовый электронный документ в своем личном кабинете. Все существующие проблемы не имеют никакого отношения к технологиям, а только к принятию соответствующих регламентов.Что происходит с механизмом формирования ЭЦП для чиновников и граждан?- В свое время проект создания Госрегистра населения, по которому можно было бы присваивать единый идентификатор для гражданина, был приостановлен. Мы предлагаем иную идею – различные идентификаторы для различных систем, объединенные в рамках федерального удостоверяющего центра ОГИЦ. Можно присваивать идентификаторы одного типа группе лиц, выполняющих одну задачу. Так, у сотрудников Минздрава будет своя система идентификаторов, у пользователей ГАС «Управление» – другая, и так далее. Пользователи разных систем сегодня не могут напрямую обмениваться документами. Нужна интеграционная платформа, ОГИЦ как раз и является интегратором, он объединяет различные системы идентификации.Из чего складывалась стоимость ОГИЦ?- ОГИЦ – новый брэнд старых работ. С 2004 года, и не только НИИ «Восход», создавались пилотные проекты, которые позже объединились в рамках одного. По разным оценкам, этих контрактов было 40-60. Агентство регулировало деятельность в рамках одной идеи. Поскольку «Восход» создавал инфраструктуру, серверную и технологическую платформы, проводил НИОКР по нормативно-правовым вопросам, то НИИ стало своего рода «центром компетенции» ОГИЦ. С 2004 года на создание было затрачено по разным оценкам около 600 млн рублей.С этой суммой связано одно распространенное заблуждение. Многие считают, что эти деньги ушли на создание портала. Портал – лишь одна из небольших подсистем масштабного проекта. Создание портала тесно связано с административной работой с ведомствами. Портал как подсистема создан в декабре 2008 года, его стоимость – несколько миллионов рублей. Портал создавался силами 30 системных аналитиков, разработчиков-программистов института и подрядных организаций.В процессе создания ОГИЦ вы наверняка столкнулись с проблемой ежегодного переизбрания партнеров в соответствии с требованиями закона №94-ФЗ. Можете оценить ущерб от бесконечной смены подрядчиков?- Закон №94-ФЗ неудобен при заключении контракта на создание масштабного автоматизированного проекта, тиражируемого по всей стране. Как можно доверить создание и сопровождение системы всего на год (в соответствии с федеральным законом «О госзакупках» ведомства и госучреждения обязаны минимум раз в год проводить тендер по выбору подрядчика для выполнения намеченных работ)? В результате проект, начатый одной организацией, в следующем году может быть продолжен другой. А должна быть долгая многолетняя работа, где подрядчик имеет соответствующую квалификацию.В результате часто получалось так, что когда сменялся подрядчик, менялась и технология. А «Восход» как основной исполнитель, в ответе за все. Приходилось либо исправлять своими силами, либо привлекать субподрядчика. Когда новая компания погружается в новую тему, обязательно появляется эффект сантехника: классический вопрос «а кто вам это сделал?». И когда кризис начинает разрешаться, наступает пора нового конкурса. Меняются руководства министерств, требования.Если вы хотите спросить, какой ущерб нанес конкретно проекту ОГИЦ № 94-ФЗ, я бы сказал – катастрофический. Чиновники очень любят подсчитывать эффективность экономии затрат за счет конкурсов, но косвенные потери от переделок оценить невозможно. Могу высказать свое мнение. В сфере IT затраты идут по разным статьям: по НИОКР, на оборудование по «госкапвложениям», отдельно на работы по «прочим расходам», например разработку ПО. Оборудование, купленное по «госкапвложениям», вне зависимости от задачи, остается в проекте и капитализирует его, оно может быть использовано не для одной задачи, так для другой. Можно поспорить об эффективности использования, но все же эти деньги не пропадают. Что касается работ — вопрос сложнее, чем принято думать. Если комплексный проект разбивается по разным исполнителям, которые получают контракт в ноябре и в декабре его закрывают, а в следующем году наступает новая жизнь – контролировать окончательную «сборку» становится крайне затруднительно. Новый подрядчик – исполнитель работ как минимум 50% своего времени тратит на то, чтобы разобраться в ситуации, изучить имеющуюся информационную систему, только потом начинает выполнять заказ.Хотелось бы, чтобы появилась возможность многолетних контрактов. Потому что трудно спланировать даже количество операционного персонала, ведь выиграем мы или нет очередной конкурс – не знаем. Учитывая то, что федеральные деньги «распечатываются» по традиции к ноябрю, наша организация несет существенные издержки на эксплуатацию системы, не имея на сопровождение и эксплуатацию ни денег, ни полномочий. Разве можно назвать устойчивой и разумной систему контрактования, когда подрядчик работает легально по контракту два месяца в году, а остальное тянет просто из-за порядочности? Думаю, высшие должностные лица страны удивились бы, узнав, что многие информационные системы живут на «человеческих договоренностях».Как организована поддержка ОГИЦ?- «Восход» во многом альтруист, наши аналитики и программисты и сейчас работают над развитием портала и всех подсистем ОГИЦ, пока за счет НИИ. Расходы на поддержку составляют 60-70 млн рублей в год. Конечно, как только объемы информации, количество сервисов вырастет, потребуется большая сумма. Думаю, полноценная эксплуатация портала потребовала бы 70-100 млн рублей в 2009 году. Полная поддержка системы, по нашим расчетам, составила бы 150 млн рублей в год.Вы сказали, что с технологической точки зрения работа над порталом завершена, осталось только наполнить его. Чем тогда занимаются ваши программисты?- Мы продолжаем сотрудничество с некоторыми ведомствами и отрабатываем регламенты. Нужно быть готовым к началу внедрения конкретных услуг, потому что чем выше уровень руководства, тем больше иллюзий, что электронное правительство может заработать «по щелчку». Прошел период сверхожидания эффекта «электронного правительства», пройдет и разочарование от небыстрого развития. Наступает время конкретной прикладной работы.Как вы считаете, через сколько лет в России заработает электронное правительство?- Крепостное право отменили почти 150 лет назад. Тогда появилась проблема, которой никто не ожидал – ушел эффективный менеджмент среднего звена и пришли чиновники, которые не были заинтересованы в результате, а только в своих корыстных интересах. Вопрос: а можно ли изменить развивающийся 150 лет чиновничий аппарат? Из чиновника – вершителя судеб можно сделать простого функционера только с помощью электронного правительства и больше никак. За отведенное время человек должен только ставить галочку – можно или нельзя – и все. Только тогда коррупция уменьшится.Как действует электронное правительство в Южной Корее: чиновник заполняет определенное количество документов, имеет перечень ситуаций, когда возможен отказ. И если не успел вовремя выполнить работу по обработке запросов, или дал немотивированный отказ, система оповещает об этом его руководителя. Тот уже начинает разбираться в причинах. Если проблема не решается на уровне локального руководства, то информация поступает на следующий уровень, вплоть до премьер-министра. Последнему на стол ложится агрегированная информация, из которой видно, в каких областях нарушения носят регулярный характер.В России все безнадежно?- Поводы для оптимизма есть. Многие рядовые чиновники не понимают, зачем нужно электронное правительство, и это хорошо, ведь речь идет о замене «индивидуального подхода к вопросу» на жесткий регламент. Не торопясь, можно вводить отдельные элементы электронных сервисов и контроль их исполнения. Глубоко убежден, что не руководство министерств строит « серые схемы» и играет в «вершителя судеб», а мелкий чиновник творит произвол, потому что его никто не контролирует. Достаточно обязать его работать в этой системе. Мы сталкиваемся с большим количеством честных, порядочных людей, которые хотят что-то изменить, и потихонечку процесс идет. Но не надо переоценивать возможности и ждать немедленного эффекта, нужно набраться терпения и работать.Беседовала Наталья Анищук
Рубрики