Рубрики
Статьи

«Viberi» Лес и вода: новые кодексы

«Viberi» Лес и вода: новые кодексы
«Viberi» Лес и вода: новые кодексыНовые кодексы могут начать действовать уже в 2005 году. Как пояснили «Выбери!by» в Минэкономразвития, основные задачи, которые ставили перед собой разработчики, — сделать доступ к ресурсам легче, контроль над соблюдением правил пользования жестче, а отношения государства с бизнесом цивилизованными, что неизменно даст ощутимый экономический эффект. Как выяснилось, существующее законодательство фактически противоречит всем вышеуказанным тезисам. Так, например, предприятию, для того чтобы получить доступ к воде, необходимо собрать огромное количество разрешений, зато потом промышленник может, не стесняясь, сбрасывать в реку всевозможные отходы, так как реальных способов запретить ему это у государства нет. Похожая ситуация и с лесом. Только по официальной статистике, 15% добываемого в России леса вырубается незаконно. Реальная доля гораздо больше.
При этом особой прибыли от экспорта леса Россия не получает. Доля платы за лес в цене продукции в 3-10 раз ниже, чем в Европе, а сама стоимость кубометра в 4 раза ниже, чем в Прибалтике, и в 20 раз ниже, чем в Европе и Канаде. В 2004 году совокупные доходы от лесопользования должны составить всего 9 млрд рублей. Средняя стоимость кубометра древесины в стране составляет 56 рублей.
Доходы России от экспорта леса в 6 раз ниже, чем у все той же Канады. Несмотря на то что каждое третье дерево, продаваемое в мире, российское. Объясняется все тем, что основным товаром российских предприятий на зарубежном рынке является «круглый лес», а у канадцев — переработанная продукция. В результате только в Финляндии за последние 15 лет были построены и введены в действие несколько перерабатывающих заводов общей мощностью 2 млн кубометров древесины в год, ориентированные исключительно на поставки из России. А в самой России 60% лесозаготовительных предприятий официально считаются убыточными из-за устаревшего оборудования и отсутствия инвестиций. Представители же крупного бизнеса вкладывать в столь рискованные проекты отказываются даже несмотря на перспективу получить неплохую прибыль. Уж слишком дикий и непрозрачный лесной рынок России. Все зависит только от чиновников на местах и их собственных интересов и предпочтений. Так, например, лесник, представляющий власть в лесу, является и регулятором, и хозяйствующим субъектом. Он принимает решение, кому отдать участок в аренду, выдает разрешения на рубку, сам же контролирует исполнение своих решений и в принципе может сам заниматься рубкой. То есть выполняет функции, которые, согласно новому кодексу, будут разделены.
Оба проекта проходят согласование на уровне министерств и администрации президента и Думы. И, как уверяют в МЭРТ, за исключением вопроса о частной собственности на лес, разногласий не возникло. Единственным проблемным пунктом остается распределение обязанностей между федеральным центром и субъектами Федерации. И лесные, и водные ресурсы являются федеральной собственностью, однако регионы просят доверить им право распоряжаться этим имуществом. Определить круг обязанностей и полномочий регионов предстоит в ближайшие недели. Уже в июле законопроекты могут поступить на утверждение правительства.