«Viberi» Кредитная история с Кириллом Гуманковым
«Viberi» Кредитная история с Кириллом ГуманковымЧТО ЛУЧШЕ – ВЛОЖИТЬ 100 МЛН ЕВРО, ПОЛУЧИВ ДОСТУП К ВКЛАДЧИКАМ, ПОДОЖДАТЬ ДВА ГОДА ИЛИ КУПИТЬ «ГОТОВЫЙ» БАНК И РАЗГРЕБАТЬ «ХВОСТЫ»?
На этот вопрос прежде всего предстоит ответить иностранцам – основным покупателям банковских активов в России. Имея собственный капитал размером в 100 млн евро, только что зарегистрированный банк сможет сразу приступить к привлечению депозитов граждан. При этом, правда, ему потребуется еще и раскрыть информацию о лицах, оказывающих существенное влияние на решения, принимаемые органами управления. Соответствующие поправки в банковское законодательство на прошлой неделе одобрил Владимир Путин. До сих пор кредитная организация могла получить право на работу с вкладчиками лишь после того, как проработает на рынке два года. На первый взгляд, законопроект кажется бесполезным: какой смысл сегодня создавать банк с нуля, причем вкладывать в капитал 100 млн евро (даже в первой сотне кредитных организаций около 25% игроков имеют более «скромные» собственные средства). Не проще ли купить «готовый» банк, вступивший в систему страхования вкладов (ССВ). Благо ее участниками являются более 900 финучреждений. При этом многих из них сегодня, в условиях нехватки средств на рынке, можно приобрести «по дешевке». А затем делай что хочешь: если бизнес потребует, вливай в капитал хоть 200 или 300 млн евро.
Зарубежные игроки, как правило, так последние годы и поступали. Причем даже французский Cetelem, решивший в этом году развивать розничный бизнес в России с нуля, не стал регистрировать банк: он работает через «дочку» своей головной структуры – «БНП Париба». С другой стороны, теперь у иностранцев есть весомый повод призадуматься. Банки, вступившие в ССВ, один за другим лишаются лицензий. Купив действующую кредитную организацию, можно получить в наследство кучу «хвостов», «скелетов в шкафу» и прочих неприятных сюрпризов. Разгребать мусор, принимая на себя репутационный риск, захочет далеко не каждый иностранец. Особенно когда появилась возможность не ждать два года, а сразу начать открывать счета частным лицам. Поскольку в большинстве случаев эти счета используются и при кредитовании, новый законопроект будет полезен, в частности, приходящим на российский рынок финансовым структурам мировых автогигантов. А если кто-то из их банков пожелает развивать в России не только автокредитование, но и более доходные продукты (к примеру, кредитные карты), то средства вкладчиков могут стать одним из источников пополнения пассивов.
С российскими «сюрпризами» иностранцы будут мириться тогда, когда речь идет о покупке широкой сети. Но и в этом случае нельзя сказать однозначно, что выгоднее и быстрее. Скажем, Raiffeisen купил Импэксбанк почти два года назад, а его юридическое присоединение к российской «дочке» австрийцев только завершилось. Причем на окончательное техническое объединение потребуется еще несколько лет. Райффайзенбанк получил 250 отделений «Импэкса». Россельхозбанк, к примеру, только за прошлый год открыл в два с лишним раза больше новых точек присутствия.
активВсе больше банкоматов позволяют совершить множество операций – к примеру, платить за мобильный, интернет, квартиру
пассивНекоторые действия регулятора напоминают латание дыр, а не борьбу с кризисом
Рубрики