«Viberi» Когда восстановится рынок?
«Viberi» Когда восстановится рынок?Владимир Твардовский, председатель правления ИК «Ай Ти Инвест»:– Смотря что подразумевать под восстановлением. Если вы имеете в виду значение 2500 пунктов по индексу РТС, то вряд ли оно будет достигнуто в ближайший год. Посмотрим на относительно известные примеры. Nasdaq Composite после краха в марте – апреле 2000-го так и не подрос до прежнего уровня. На восстановление S&P; 500 ушло семь долгих лет. Индекс Nikkei 225 с декабря 1989-го не восстановился до сих пор. А Dow Jones Industrial после обвала в 1929 году достиг исторического максимума лишь в 1954-м. С другой стороны, после большого биржевого краха в августе 1987-го обратный рост американского рынка, который потерял за считанные недели 35% капитализации, занял всего два года. Фондовые площадки сильно зависят от самочувствия экономики. Мировая экономическая система сейчас находится далеко не в лучшей форме. Как дым рассеялись успокоительные заявления чиновников о том, что Россия – это тихая гавань, в которой могут отстояться суда и яхты мировых инвесторов. Соответственно, восстановление нашего рынка зависит не столько от пожарных действий властей и биржевых площадок, сколько от адекватности мер, принимаемых за океаном. Именно там находятся ключи от ящика Пандоры с глобальным экономическим кризисом.
Андрей Стоянов, директор управления анализа финансовых рынков УК Росбанка: – В сегодняшней ситуации нам остается разве что оглядываться назад в историю – в 1998 году рынок восстанавливался пару лет, а отдельные компании – и больше (РАО «ЕЭС России», например, до 2003-го). Однако, учитывая тот факт, что ситуация в экономике сегодня несравнима с той, что была в 1998-м, скорее всего, рынок восстановится гораздо быстрее. Для сравнения: бразильский рынок, фундаментально близкий к российскому, с начала года упал втрое меньше нашего. Скорость восстановления зависит от многих факторов, среди которых цены на нефть и ситуация в США, однако по крайней мере 30-40-процентный рост российский рынок способен продемонстрировать при любых внешних условиях на интервале нескольких месяцев. Скорость восстановления будет зависеть в значительной степени от денежных властей России: чем быстрее они стабилизируют рынок межбанковского кредитования, тем быстрее восстановится фондовый рынок.
Антон Старский, портфельный управляющий УК «Универ»: – Не знаю. Сейчас ситуация требует вмешательства государства, поэтому все будет зависеть от того, какие меры предпримут российские и американские власти. Заявления Минфина о том, что привлечь средства федерального бюджета предлагается Сбербанку, ВТБ и Газпромбанку, по меньшей мере странны: в ликвидности нуждаются в первую очередь банки второго и третьего круга, до которых деньги как раз вряд ли дойдут. Поэтому сейчас надо восстанавливать ситуацию на аукционах репо, решать проблемы с ликвидностью всей банковской системы. На скорое восстановление рынка рассчитывать не стоит. Возможно, до конца года мы будем наблюдать технические отскоки, но разворота точно не будет.
Рустам Исеев, президент ИК «Файненшл Бридж»: – Кризисная ситуация на российском рынке повторяет ход событий за рубежом. Глобальные проблемы с ликвидностью имеют большее влияние, чем стабильная политическая и экономическая внутренняя среда. Соответственно, полного разрешения можно ожидать не ранее, чем нормализуется обстановка в США и Еврозоне, где наблюдается рецессия. Положение усугубляет кризис доверия российских финансовых институтов друг к другу. Относительно безболезненно он может быть преодолен, на мой взгляд, в течение месяца и только в случае решения о buy-back основных акций, являющихся предметом сделок репо. Но это не приведет к восстановлению рынка в целом, если понимать под ним индекс РТС на уровне 2400 пунктов. Изложенные выше проблемы продолжат оказывать давление. Полноценная смена рыночного тренда невозможна также без снижения налоговой нагрузки на российские компании, стабилизации цен на нефть и улучшения имиджа страны в глазах иностранных инвесторов, что потребует времени. Таким образом, полностью рынок восстановится не ранее чем через год-полтора. А в более близкой перспективе вероятна коррекция вверх до уровня 1500 пунктов по индексу РТС.
Андрей Шеметов, генеральный директор ИК «Атон»: – Стабилизация наступит только в тот момент, когда деньги ЦБ и Минфина попадут на рынок и дойдут до конечных потребителей. Сейчас мы видим, что правительство предпринимает необходимые для этого шаги, идя на снижение нормативов по обязательствам банков, а также ставок по операциям предоставления ликвидности. Тем не менее нужен некий временной лаг, после которого можно ожидать уверенного бокового тренда с поддержкой, поскольку фундаментально российские предприятия не имеют каких-либо серьезных экономических проблем. Я думаю, что в течение недели истерика на рынке пройдет, маржин-колы поутихнут, а глобальной стабилизации можно ждать только в следующем году. Важным ее условием будет наличие ликвидных средств у банков первого и второго эшелонов.
Алексей Быстров, заместитель генерального директора ИФ «Олма»: – Сейчас сложились почти все условия для восстановления. Российские бумаги «перепроданы» – заметно недооценены по фундаментальным показателям. На рынке аномально низкие цены. Например, балансовая стоимость активов ВТБ значительно выше, чем его капитализация. Думаю, мало у кого из участников торгов вызывает сомнение избыточность недавнего падения индексов. Однако для возобновления роста не хватает одного элемента – длинных денег, которые инвесторы могли бы вложить в ценные бумаги. Восстановлению препятствуют проблемы с ликвидностью (как внутренней, так и глобальной). Поэтому вопрос о сроках достижения прежних уровней фактически сводится к тому, когда стабилизируется ситуация с денежными ресурсами. Учитывая большой запас прочности российской экономики, это может занять небольшое время.
Александр Свинцов, генеральный директор брокерского дома «АГ Капитал»: – Во-первых, нужно прекратить панику любыми средствами. Необходимо переосмыслить ситуацию и понять, что достигнут уровень цен, на котором продавать уже бессмысленно. Вторая большая проблема – это кризис доверия, спровоцировавший кризис ликвидности. Закрытие лимитов связано с незнанием того, что происходит у коллег. Пока не станет ясно, в каком состоянии находится каждый из участников, кризис не преодолеть. После восстановления доверия на рынок начнут возвращаться ресурсы, которые все-таки остаются в финансовой системе. Этот процесс должен проходить относительно быстро. Безусловно, он займет не месяц, но и не годы. При этом вряд ли будут достигнуты максимальные исторические значения: предстоит переоценка стоимости активов, от которой будет зависеть новый уровень цен. Одним из индикаторов восстановления станет уверенное движение рынка вверх, базирующееся не на эмоциях и спекуляциях. По моим ожиданиям, до начала зимы ситуация кардинально не изменится. Возможно, индексы сходят еще ниже с учетом происходящего в мировой экономике. В декабре-январе вероятна стабилизация и формирование мнения инвесторов относительно дальнейших перспектив. Реального изменения ситуации можно ожидать в феврале.
Владимир Соловьев, управляющий директор по инвестициям УК «Райффайзен Капитал»: – По моему мнению, рынок восстановит половину падения последних двух месяцев до Нового года, но говорить о возвращении индексов до уровней начала года можно будет только после окончания шторма в мировой финансовой системе. Очевидно, что такое сильное снижение котировок вызвано не фундаментальными причинами, а эмоциональными факторами и проблемами с ликвидностью, и в конце концов жадность инвесторов и их желание купить акции по бросовым ценам должны сменить панику последних дней – в такие моменты рынок целиком находится во власти эмоций, говорить о фундаментальных показателях сейчас не имеет смысла.
Евгений Гавриленков, главный экономист ИК «Тройка Диалог»: – В таких странных обстоятельствах прогнозы делать сложно. В последнее время мы слышим ободряющие заявления со стороны властей и в общем уже к этому привыкли. Тем не менее деньги продолжают утекать из страны. Правительству стоит взглянуть на какие-то свои действия критически. Я бы ожидал не просто заявлений, когда дешевеют ценные бумаги квазигосударственных банков. Такая мера, как buy-back, то есть покупка своих долгов, которые чрезмерно подешевели, обеспечит поддержку не только рынку облигаций, но и акций. Осмысленные действия со стороны государственных структур, заботящихся о поддержании рыночной стоимости бумаг, послужат позитивным сигналом. Сейчас поведение инвесторов во многом определяется эмоциями. Между тем для тех, у кого есть свободные деньги, Россия выглядит достаточно дешево. Думаю, что в ближайший год сохранится очень высокая волатильность на мировом финансовом рынке, и Россию это тоже затронет. Можно ожидать любых сюрпризов. Через два-четыре года ситуация должна выправиться – и в глобальной экономике, и тем более у нас.
Сергей Булыгин, заместитель генерального директора УК «Интерфин Капитал»: – Индекс ММВБ на панических распродажах достиг очередного минимума и практически вплотную подобрался к уровню завершения коррекции в 61,8% по Фибоначчи от своих максимальных значений. С долгосрочной точки зрения, если рассматривать недельный график индекса ММВБ, «медведи» прижали рынок к восходящему тренду от 2003 года в районе 855-870 пунктов, уничтожив всю «мыльную» составляющую российских акций. С «волновой» точки зрения, индекс ММВБ сформировал последнюю волну, и, соответственно, теперь до конца года будет возвращать утраченные позиции, и мы сможем увидеть уровни 1300 пунктов.
Эдуард Воронин, генеральный директор УК БКС: – К уровням выше 2000 пунктов по индексу РТС мы сможем вернуться в первом-втором квартале 2009 года. Сейчас, по фундаментальным оценкам, рынок неоправданно дешев. Мы уверены, что спрос будет не только среди эмитентов, которые будут выкупать свои акции, но и среди рыночных игроков. Причем имеются в виду не только спекулянты, но и долгосрочные инвесторы.
Дмитрий Ретунских, генеральный директор УК «Агростандарт»: – Быстрого восстановления я не жду. Майские показатели в 2500 пунктов – это вопрос двух-трех лет, раньше на эти позиции мы не вернемся. Есть шанс, что к февралю мы увидим индекс РТС на уровне 1300 пунктов, а к концу 2009-го можем достичь 1800.
Скотт Семет, начальник аналитического департамента ИК «Капиталъ»: – Минфин должен размещать на депозиты большие суммы – хотя бы по 500 млрд рублей – минимум на три месяца. ЦБ тоже должен увеличить лимиты на аукционах репо. Это позволит в короткий срок успокоить рынок. А чтобы был прочный фундамент, надо, чтобы проблемы с ликвидностью решились на Западе. Думаю, до следующей весны вряд ли стоит ждать полноценного роста.
Михаил Хабаров, гендиректор УК «Альфа-капитал»: – Восстановление индекса РТС до уровня 2500 пунктов в 2008–2009 годах выглядит нереалистично. Конечно, в 2008-м индикаторы будут выше нынешних уровней, но в целом мировая макроэкономическая ситуация не способствует бурному развитию. В 2009-м мы увидим боковое движение фондового рынка.
Рубрики