Рубрики
Статьи

«Viberi» Как живется в России «дочкам»

«Viberi» Как живется в России «дочкам»
«Viberi» Как живется в России «дочкам»За полтора года доля кредитных организаций с участием нерезидентов в совокупном уставном капитале всей банковской системы возросла более чем в два раза: если на 1 января 2005 года этот показатель составлял 6,19%, то на 1 июля 2006-го –12,92%. Согласно данным ЦБ, на 1 сентября в России работали 144 кредитные организации с иностранным участием, 50 из них являются 100-процентными «дочками» зарубежных финансовых учреждений, а у 12 доля иностранцев в капитале составляет более 50% (и менее 100%). «В последние годы привлекательность российской экономики для иностранных банков растет. Это связано не только с ценами на энергоресурсы в мире, но и с наблюдающимся в стране потребительским бумом, – говорит аналитик ФК «Уралсиб» Владимир Тихомиров. – Следует ожидать дальнейшего роста участия иностранцев в капитале нашей банковской системы».
У всех на слуху сделки текущего года. В феврале австрийская группа Raiffeisen International объявила о покупке Импэксбанка за $550 млн. Французская группа Societe Generale (SG) приобрела 10% акций Росбанка за $317 млн в июне, а в сентябре французы купили еще 10% минус одна акция за такую же сумму и получили опцион на право приобретения до конца 2008 года 30-процентного пакета плюс две акции за $1,7 млрд. В июле 96,4% акций Инвестсбербанка были приобретены крупнейшей в Венгрии кредитной организацией ОТР Bank, сумма сделки составила $477 млн.
В прошлом году также произошел ряд сделок. Так, в августе 2005-го компания GE Consumer Finance (подразделение корпорации General Electric) приобрела Дельтабанк. А в конце сентября текущего года («Выбери!by» № 38) было объявлено о ребрэндинге: Дельтабанк переименовали в ДжиИ Мани банк (General Electric под маркой GE Money Bank продвигает розничные услуги во всем мире). При этом кредитная организация сообщила, что собирается расширить продуктовую линейку для част­ных лиц. К примеру, помимо револьверных кредитных карт ставку будут делать на предоставление ссуд наличными, а во втором квартале 2007 года банк планирует выйти на рынок ипотеки.
В мае 2005 года второй по величине банк Индии ICICI приобрел некрупный калужский Инвестиционно-кредитный банк (ИКБ), чтобы присмотреться к российскому рынку. В кредитную организацию было инвестировано $16 млн, она была переименована в АйСиАйСиАй-банк. Согласно рейтингу банков «Выбери!by», по работающим активам (№ 33) индийская «дочка» стала самым быстрорастущим банком по итогам первого полугодия текущего года. «Динамичное развитие связано как с расширением корпоративного бизнеса, так и с запуском розничных программ — автокредитов и ипотеки, — сообщил «Выбери!by» президент АйСиАйСиАй-банка Санджей Махешка. — В ближайшее время банк собирается начать выпуск кредитных карт». Четвертой кредитной организацией по росту работающих активов стала также молодая «дочка» – Хансабанк. С 1 января по 1 июля текущего года он переместился в рейтинге с 165-го на 101-е место. Прибалтийская финансовая группа Hansabank приобрела российскую кредитную организацию, которая тогда именовалась банком «Квест», в марте прошлого года.
Весной 2005-го один из крупнейших скандинавских финансовых институтов Svenska Handelsbanken также обзавелся российской дочерней структурой. Пока «Свенска Хандельсбанкен» (СХ) работает только с корпоративными клиентами: ведь его акционеры решили не покупать действующий банк, а учредить кредитную организацию с нуля. Поэтому, согласно требованиям ЦБ, банк не может работать с частными лицами в течение двух лет. В мае 2007 года руководство российской «дочки» планирует подать ходатайст­во в ЦБ РФ на получение права обслуживать население. «Также мы рассматриваем возможность приобретения российского банка – небольшого или среднего по размеру, располагающего филиальной сетью в регионах и у которого уже есть лицензии на оказание розничных банковских услуг и операции с ценными бумагами», – сообщили «Выбери!by» в СХ.
Розничный интерес. Из перечисленных примеров хорошо видно: иностранцев в России больше всего интересует розничное направление банковского бизнеса. Их капитал устремляется в динамично развивающиеся и наиболее прибыльные секторы российского рынка. «В России проживают более 150 млн человек, операции с населением активно развиваются последние несколько лет. Российский розничный рынок самый масштабный после китайского и индийского», – говорит первый зампред Бург Капитал банка (БКБ) Владимир Прокудин. 97,6% акций БКБ принадлежит Антону Бургерту – бизнесмену 1921 года рождения с канадско-швейцарским гражданством.
Большинство крупнейших банков с иностранным участием делает ставку на розницу – в частности, Райффайзенбанк, Международный московский банк (ММБ), Ситибанк, «Хоум кредит энд Финанс банк» (ХКФБ, специализируется на кредитовании частных лиц), Дельтакредит. Недавно появилась информация, что в скором времени работать с частными лицами начнет Эйч-эс-би-си банк – российская дочерняя структура HSBC, одного из крупнейших банков мира. Хотя «дочка» пока не является участником системы страхования вкладов и соответственно не имеет права открывать частным лицам счета. Есть розничные планы для российской «дочки» и еще у одной крупнейшей кредитной организации – Deutsche Bank. На прошлой неделе глава отдела финансового менеджмента Deutsche Bank Кевин Паркер заявил, что его кредитная организация в области предоставления банковских услуг частным лицам планирует «твердо обосноваться в странах с наиболее активно развивающимися экономиками», в том числе и в России. Дойче-банк является участником системы страхования вкладов, средства частных лиц на 1 июля текущего года занимали 12% пассивов кредитной организации, однако кредитованием населения банк до сих пор не занимался.
Однако не одна только розница интересна иностранцам в России. «Мы занимаемся финансированием крупных предприятий, управлением их денежными потоками, активно работаем над организацией выпуска долговых ценных бумаг», – говорит председатель правления ИНГ банка (Евразия) Хендрик Босс. Он поделился также, что видит перспективы бизнеса своего банка в России в развитии пенсионного страхования и лизинговых операций, то есть «в тех секторах, где российские банки не столь сильны, но где можно получить немалую прибыль, если застолбить место в первых рядах».
Обслуживанию корпоративных клиентов уделяют большое внимание почти все крупнейшие банки с иностранным участием. К примеру, кредиты предприятиям и организациям на 1 июля текущего года занимали почти 50% работающих активов Райффазейнбанка, а средства юридических лиц – 34% пассивов. У ММБ эти показатели составляют соответственно 55 и 57%, у Ситибанка – 22 и 40%.
Место под солнцем. По поводу филиалов иностранных банков у россий­ских властей пока однозначная позиция – не пускать. Присутствовать на территории страны они могут лишь в форме представительств и «дочек», которые подчиняются всем российским законам и регулируются ЦБ. Несмотря на это, многие участники рынка уже давно высказывают опасения, что в перспективе иностранцы «подомнут» под себя российскую банковскую систему – достойную конкуренцию им смогут составить лишь окологосудар­ственные кредитные организации. «Недопуск в Россию филиалов иностранных кредитных организаций самих зарубежных банкиров волнует гораздо меньше, чем политиков», – отмечает Владимир Тихомиров. По мнению зампреда банка «Союз» Ольги Мотченко, российским кредитным организациям «следует серьезно подготовиться к напору иностранного капитала, поскольку зарубежные кредитные организации в скором времени могут сильно пододвинуть отечественные банки на второй план». На российский рынок выходят и крупнейшие игроки Японии. Так, в текущем году получил лицензию Банк оф Токио-Мицубиси ЮФДжей, а вторая по величине кредитная организация Японии Mizuho Bank сообщила о приходе в Россию с помощью покупки здешней «дочки» японского же Michinoku Bank.
Между тем аналитик компании «Брокеркредитсервис» Денис Мухин считает, что банки с западным капиталом пока не в силах занять лидирующие позиции в секторе. Такого же мнения придерживается и член совета директоров Альфа-банка Александр Гафин. «Я не стал бы говорить об угрозе. Конечно, с появлением все новых иностранных игроков российским банкирам придется учиться жить и работать в иных условиях, по более жестким правилам. В числе преимуществ иностранцев – заведомо больший бюджет и огромный опыт», – говорит банкир. Однако, по мнению Александра Гафина, россий­ские компании лучше понимают реалии местного рынка, его риски, могут быстрее принимать решения по операциям с клиентами, их отбору, регулированию ставок. Многие культурные и психологические аспекты в России иностранцы просто не могут осознать, для этого им нужно время. И «дочкам» зарубежных банков пока не удалось серьезно «подвинуть» россий­ские кредитные организации, несмотря на наличие дешевых ресурсов.
Собственно, если взглянуть на десятки лидеров кредитных организаций по разным показателям, то в них пока преобладают банки с российским капиталом. Так, на 1 июля, согласно рейтингу «Выбери!by», в top-10 по работающим активам входили лишь два иностранца – Райффайзенбанк и ММБ (в Росбанке российское участие пока преобладает – SG принадлежит лишь 20%). В десятке самых прибыльных банков значится только «Райффайзен», он же присутствует в четырех других группах – в top-10 по кредитам частным лицам, объему привлеченных депозитов от населения, размеру ссуд предприятиям и организациям и кредитов, предоставленных юрлицам. ХКФБ фигурирует в top-10 по кредитам гражданам, ММБ значится в лидерах по средствам юрлиц и выданных им кредитам. В top-10 по размеру собственного капитала иностранцев нет вообще. Выходит, политику зарубежных кредитных организаций на российском рынке нельзя назвать суперагрессивной. «Меня всегда удивляет, когда я слышу предсказания кончины российских банков, – говорит председатель правления ДжиИ Мани банк Ричард Гаскин, – этими кредитными организациями управляют весьма умные люди, которые сумели пройти через испытание быстро растущим рынком. Полагать, что они просто сложат руки и сдадутся на милость ино­странных конкурентов, было бы наивно». Естественно, отмечает банкир, предстоит некоторая консолидация, иностранные банки обладают преимуществом в отношении финансирования. Однако впереди многолетняя конкуренция. «Не думаю, что есть много сегментов рынка, где российский банк не был бы лидером или по крайней мере сильным игроком. Мы намереваемся создавать здоровую конкурентную среду совместно со всеми игроками», – продолжает Ричард Гаскин.
Крупнейшие банки с иностранным участием*БанкОсновные акционерыСобственный капитал, млн рубДинамика с 01.01.06, %Работающие активы, млн руб.Динамика с 01.01.06, %1ММБHVB Group (70,26%)**, BCEN-Eurobank (19,77%), ЕБРР (9,77%)16 58024162 44862РайффайзенбанкRaiffeisen International (99,93%)16 0168170 744263СитибанкCitibank Overseas Investment Corporation (99,9%)10 7991116 938314ХКФБHome Credit (99,99%)7682632 378–85ИмпэксбанкRaiffeisen International (100%)67991254 807106Дойче-банкDeutsche bank (100%)4345731 934247ИНГ банкING Bank (100%)35771157 442858ХансабанкHansabank Group (85%), ЕБРР (15%)3021211 3401289Сосьете Женераль ВостокSociete Generale Group (100%)28344530 0042310Дрезднер-банкDresdner Bank (100%)267112 714н.д.* Лидеры по собственному капиталу среди кредитных организаций, более чем на 50% принадлежащих нерезидентам.** На прошлой неделе завершилась сделка по продаже 23,42% акций, принадлежащих группе Nordea, HVB Group, которая контролируется итальянской группой UniCredit.БОРЬБА ЗА ВИПАОбслуживание состоятельных частных лиц – одно из приоритетных направлений для банков с иностранным участием.Ведь многих vip-клиентов прельщает возможность доверить свои сбережения кредитной организации с зарубежными акционерами, которые всегда окажут поддержку «дочке». Услуги private-банкинга, к примеру, активно продвигают Ситибанк с программой Citigold и Дойче-банк, имею­щий специальное управление по работе с крупным частным капиталом. Этим летом лицензию на проведение банковских операций получил «Ю Би Эс банк» – дочерняя структура швейцарского UBS. Курт Шмид, возглавивший российскую «дочку», заявил тогда, что банк планирует развивать private-банкинг для клиентов с капиталом от $500 тыс., заниматься управлением активами и инвестиционной деятельностью. Правда, получить лицензию ЦБ на работу с населением «Ю Би Эс» сможет только через два года работы. О планах активного завоевания рынка в сегменте обслуживания состоятельных граждан не так давно сообщил и швейцарский конкурент UBS – Credit Suisse (CS). С 1 сентября направление private-банкинг «Кредит Свисс» – дочернего банка CS в России – возглавил Алексис Родзянко, который ранее являлся председателем правления Дойче-банка. Топ-менеджер заявил, что к концу 2007 года московское отделение персонального банковского обслуживания «Кредит Свисс» планирует привлечь под управление $300–600 млн.
Почему «дочки» не агрессивны в России?Игорь Кузин, председатель правления банка «Дельтакредит»:– Я бы не стал говорить о том, что иностранные банки малоагрессивны. Взять, например, Citibank. Эта кредитная организация при выходе в Россию вела себя довольно агрессивно, давала много рекламы, открывала офисы. Пока дейст­вительно западным банкам не удалось подвинуть российские в некоторых сферах, однако так будет не всегда. Российские и зарубежные кредитные организации борются за первые места наравне. Если брать, к примеру, ипотечный рынок, то его лидеры по объемам выдачи – Сбербанк, Внеш­торгбанк и Дельтакредит.
Поэтому неверно говорить, что везде выигрывают только российские банки. «Хоум кредит», например, делит первое место с «Русским стандартом» на рынке экспресс-кредитования, а «Райффайзен» – один из лидеров автокредитования.
Йоханн Йонах, председатель правления Райффайзенбанка:– Сегодня доля иностранного участия в российской банковской системе не превышает 15%. Наряду с крупными част­ными российскими банками дочерние структуры иностранных банковских групп являются сильными игроками. Если говорить об агрессивности политики иностранных банков, все зависит от задач и стратегии каждой конкретной кредитной организации. Но в любом случае мы считаем, что ставить себе цель опередить государственные и крупные частные банки неразумно и не совсем правильно.
Марис Манчинскис, председатель правления Хансабанка:– В целом задача банков с иностранным участием – не отвоевать основную часть бизнеса у местных игроков, а увеличить свою капитализацию за счет общего роста рынка, который еще недостаточно насыщен. В долгосрочной перспективе будет важно не происхождение банка, а наличие у него правильной стратегии, ноу-хау, ресурсов и управленцев, способных претворить планы в жизнь. Сегодня кредитные организации заняты созданием инфраструктуры для дальнейшего роста. Эти инвестиции плюс возможность финансировать свою деятельность, экономическая эффективность, уровень обслуживания окажутся решающими факторами через 2–3 года. Лучшие из россий­ских банков хорошо подготовлены к усилению конкуренции, но многим небольшим придется объединяться или уходить.
Раймо Юхани Вало, председатель правления «Свенска Хандельсбанкен»:– На мой взгляд, иностранные банки, наоборот, ведут очень агрессивную политику в России. Покупаются крупные российские организации и при этом западные банки готовы платить в 4,5–5 раз больше, чем оценивается капитал. Иностранные банки хорошо представлены в Москве и Петербурге. Но Россия – очень большая страна, а экспансия в регионы требует значительных инвестиций и времени.