Рубрики
Статьи

«Viberi» Как засушили молоко

«Viberi» Как засушили молоко
«Viberi» Как засушили молокоАналитики фиксируют падение объемов продаж молочных продуктов сВ авгуВ­ста 2007-го: за год они снизились на 9%. Долговременную тенденцию усиливал рост цен, опережающий инфляцию по продуктовой корзине в целом: 30% и 21% соВ­ответВ­стВ­венВ­но. Причины кроются в добравшейся до молочного рынка агфляции. За год средняя цена закупки сырого молока выросла на 78% в долларовом выражении и на 65% в рублях. Логично, что производители пытались переложить увеличившиеся издержки на плечи потребителей. Одновременно компании ринулись В«снимать сливкиВ» в высокомаржинальный сегмент премиум-продукции, предлагая всевозможные пудинги, десерты и йогурты. Помогало слабо. Так, валовая маржа В«Вимм-Билль-ДаннаВ» по сегменту В«МолокоВ» в первом квартале 2008 года снизилась на 2,8 процентных пункта до 26,4%. В«Это неудивительно при бешеном роВ­сте цен на сырье и тенденции сокращения продаж почти всех молочных продуктовВ», – отмечает аналитик В«МетрополяВ» Мария Сулима. Дыхание кризиса. Клин клином вышибают: проблемы в экономике, вызвавшие падение реальных доходов населения, хоть и временно, способны переломить неприятный для молокопереработчиков тренд снижения объемов продаж. В«Данные оВ продажах в крупнейших розничных сетях показывают, что на протяжении с августа по декабрь наблюдается уверенный рост продаж молока. Например, спрос на пастеризованное молоко увеличился на 20% с минимальных значений авВ­гуВ­стаВ», – рассказывает эксперт Nielsen Мария Пантелеева. Член правления В«ЮнимилкаВ» Павел Исаев осторожно предполагает: категория В«молокоВ» стала раВ­сти. Но, что неприятно, положительная динамика наблюдается в объемах, но не в денежном выражении: спрос перетекает от продуктов с высокой добавленной стоимостью к менее рентабельным базовым товарам – кефиру, сметане, сливочному маслу. В«Это главная проблема отрасли, – грустит Павел Исаев. – На классических молочных продуктах компании зарабатывают меньше, соответственно, рентабельность ассортиментного портфеля в целом снижаетсяВ». Смещение потребительских предпочтений в сторону дешевых товаров создает дополнительные финансовые проблемы: ранее взятое в лизинг оборудование, кредиты и бизнес-планы В«версталисьВ» под развитие более дорогих сегментов. В«Для создания цеха по розливу обычного молока нужно 500В тыс. рублей, – откровенничает один из участников рынка. – А Danone потратила 5 млрд евро на исследования и разработку, чтобы вывести на рынок профилактический напиток “Данакор”». Небольшие сроки хранения молочной продукции стали преимуществом отрасли перед остальными компаниями потребительского сектора. В«Конечно, дебиторская задолженность производителей молока тоже растет из-за сложностей с ликвидностью уВ партнеров-ритейлеров, – рассуждает аналитик В«АтонаВ» Ксения Аношина. – Но здесь отрасль обходится малой кровью, поскольку ее продукция требует быстрой реализации. Проблема отсрочки платежей гораздо актуальнее для поставщиков товаров сВ длительным сроком годностиВ». От рубля. В отличие от коллег из пищепрома, молочники почти не конкурируют с импортом: йогурт прокиснет, пока его привезут из Новой Зеландии. Однако биржевые товары, такие, как сыр иВ масло, до недавнего времени занимали на рынке прочные позиции. В«Новозеландское масло было дешевле отечественного даже на российском прилавке, – отмечает Павел Исаев. – И только благодаря ослаблению рубля начинает прорисовываться паритет между ценами на иностранные и российские сырыВ». Импорт снова стал дорогим. Правда, девальвация привела к удорожанию сложных продуктов, где велика доля евросоставляющих, например фруктово-ягодных наполнителей, хитрой упаковки, закваски. Но их доля в портфелях компаний и так снижалась из-за падающего спроса. В«Негативный эффект от них нивелируется увеличением продаж молока и других продуктовВ», – добавляет Мария Сулима. В«Курсовая разница может сильно повредить ВБД, уВ которого 50% кредитного портфеля номинировано в валюте, – полагает Ирина Яроцкая, аналитик В«ОткрытияВ». – Кроме того, чем больше в активе компании брэндов премиального класса, тем выше риски для производителя. Тех, кто специализируется только на товарах среднего и нижнего сегментов, девальвация затронет в меньшей степениВ». Новый взгляд. 17 декабря вступил в силу техрегламент по молоку. А вместе с ним в ассортименте комбинатов появился новый продукт – молочный напиток (содержит сухое молоко и другие добавки). Успехом он пока не пользуется. Так, В«ЮнимилкВ» планировал, что продажи нового продукта составят хотя бы 3% от объема реализации цельного молока. Результат оказался еще хуже – всего 1–2%. В«Людей пугает название “напиток”, – рассуждает Павел Исаев. – Хотя по сути это то же самое, что они пили раньше под названием “молоко”». Отечественные молочники активно используют сухое обезжиренное молоко (СОМ), получая из него до 30% итоговой продукции. Обойтись без него сложно: надои сильно отличаются от сезона кВ сезону, например, летом с одной коровы фермеры получают на 60% больше молока, чем зимой. В«Хорошо, что сейчас на рынке нет дефицита сырья, мы можем продавать цельное молоко. Но каково будет летом фермерам, когда пойдет увеличение надоев? – задается вопросом Павел Исаев. – Раньше мы скупали избыток молока, сушили его и использовали порошок зимой при падении производства. Но теперь, добавляя СОМ, переработчик создает продукт, не пользующийся спросом и лояльностью уВ потребителяВ».В