Рубрики
Статьи

«Viberi» Как заработать на привилегированных акциях

«Viberi» Как заработать на привилегированных акциях
«Viberi» Как заработать на привилегированных акцияхНовых размещений привилегированных акций за последние годы почти не проходило. Зато инвесторам доступны «префы», которые остались у некоторых предприятий после приватизации 1990-х. На рынке периодически появляются идеи, связанные с покупкой этих ценных бумаг. Ключевые факторы опережающего роста котировок – ожидание крупных дивидендных выплат и корпоративные события, результатом которых может стать конвертация привилегированных акций в обыкновенные. А иногда участники торгов столь активно скупают «обычку», что на этом фоне «префы» тех же самых эмитентов оказываются недооцененными.
В расчете на дивиденды. По закону в уставе акционерного общества должны быть определены размер дивиденда и стоимость, которую владельцы «префов» получают при ликвидации предприятия. Именно гарантированное получение данных выплат служит основным отличием и преимуществом привилегированных акций по сравнению с обыкновенными, считает аналитик «Энергокапитала» Анна Фролова. Она приводит в пример «Дальсвязь», устав которой предписывает направлять владельцам «префов» 10% чистой прибыли за год. И инвесторы могут отдавать им предпочтение в расчете на большую дивидендную доходность. Впрочем, в России подобная торговая стратегия срабатывает не всегда, ведь многие эмитенты платят скромные дивиденды, уточняет трейдер брокерского дома «АГ Капитал» Михаил Молодов. По его подсчетам, в акциях первого эшелона дивидендная доходность редко превышает 1% годовых. Во втором-третьем дела обстоят лучше: процентное соотношение между дивидендными выплатами и рыночной стоимостью привилегированных акций доходит до уровня 2–3%.
Запись о том, что дивиденды по привилегированным акциям составляют 10% от чистой прибыли по РСБУ, содержится в уставах большинства акционерных обществ, разместивших такие ценные бумаги, обращает внимание трейдер «Антанты Капитал» Дмитрий Перегудов. Покупка пакета накануне закрытия реестра и продажа через несколько дней иногда оказывается очень выгодной, но нужно учитывать общерыночный тренд, рассуждает руководитель аналитического отдела «Солида» Виталий Карбовский. Сразу после фиксирования списка акционеров для участия в общем собрании котировки зачастую локально снижаются. Однако если преобладает общая повышательная динамика, то высока вероятность, что «префы» очень быстро восстановятся и рост продолжится.
Когда появляется голос. Дмитрий Перегудов не раз становился свидетелем ситуаций, когда привилегированные акции дорожали медленнее обыкновенных. «Это может происходить, если некая группа инвесторов проводит скупку обыкновенных акций, чтобы установить контроль над предприятием», – говорит он. Как только «стратеги» теряют интерес к бумагам, например, собрав требуемый пакет, котировки «проседают». А вот «префы» остаются более устойчивыми. Ведь их владельцы в общем случае лишены права голоса на собрании акционеров, а значит, бумаги не представляют интереса для стратегических покупателей. Однако закон об акционерных обществах предусматривает ряд исключений. Например, если в повестке дня – вопрос о реорганизации или ликвидации предприятия, либо о таких изменениях в уставе, которые ограничивают права обладателей привилегированных акций. Михаил Молодов добавляет, что в случае банкротства владельцы «префов» имеют преимущественное право на получение денежных средств от продажи активов. Фактически при вложениях в эти ценные бумаги инвестиционные риски ниже, поэтому именно их предпочитают многие западные фонды, поясняет собеседник «Выбери!by».
Привилегированные акции также становятся голосующими, если предыдущее собрание решило не выплачивать по ним дивиденды. Скажем, такую рекомендацию дал акционерам совет директоров РАО «ЕЭС России» по итогам 2006 года. По уставу владельцы «префов», на которые приходится 5% акционерного капитала РАО, могли рассчитывать на 2% годовой чистой прибыли, то есть почти на 15 млрд рублей, пишут аналитики «Проспекта». Однако львиная доля этих денег существует только формально – как результат переоценки ряда активов. РАО пыталось провести поправки в устав, исключающие «бумажную» прибыль из расчета дивидендов, но владельцы «префов» проголосовали против. Если теперь акционеры утвердят предложение не выплачивать дивиденды вовсе, то «префы» станут голосующими на следующем общем собрании.
В подобных случаях объектом скупки со стороны «стратегов» иногда становятся именно «префы». «Если вам нужны голоса для осуществления неких корпоративных мероприятий, вы можете покупать привилегированные акции, причем затратите меньше денег, чем при покупке обыкновенных акций», – отмечает ведущий портфельный менеджер Номос-банка Михаил Федоряк. Добавим, что на практике контролирующие акционеры довольно редко допускают переход «префов» в категорию голосующих.
Один из собеседников «Выбери!by» делится наблюдением, что участники рынка в некоторых ситуациях скупали привилегированные акции на инсайдерской информации об их конвертации в обыкновенные бумаги. «Покупали те, кто знал о предстоящем решении, либо те, от кого зависело его принятие», – предполагает он. Обычно «префы» торгуются с дисконтом к обыкновенным акциям, и последующий обмен, например, в пропорции «один к одному» позволяет отлично заработать. Но ожидания участников рынка далеко не всегда оправдываются. Скажем, разговоры о конвертации привилегированных акций Сбербанка в обыкновенные идут уже несколько лет.
Инвесторы могут приобретать «префы», заметив неоправданно широкий спрэд между ценными бумагами двух типов – разницу в их стоимости, рассчитанную с поправкой на долю в акционерном капитале. «Существуют модели, которые позволяют вычислить справедливую стоимость привилегированных акций. Но чаще ориентиром служит исторически сложившееся на рынке соотношение», – констатирует Виталий Карбовский. Величина дисконта зависит в том числе от качества корпоративного управления, рассказывает аналитик UBS Андрей Выхристюк. В качестве негативного примера он приводит «Уфанефтехим», по бумагам которого этот показатель держится на уровне 46%. А вот 60-процентный дисконт для бумаг «Ростелекома» эксперт объясняет другими причинами: на фоне активной скупки обыкновенных акций «префы» оказались менее интересными.
Справедливость и мажоритарии. Начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев соглашается, что улучшение корпоративного управления – хороший «драйвер» для роста котировок. Так, одна из актуальных инвестиционных идей связана с «Транснефтью», у которой в свободном обращении находятся только привилегированные акции. Эта компания считается недружественной по отношению к миноритарным акционерам, но сделка с «Транснефтепродуктом» может благоприятно отразиться на ее дивидендной политике, полагает Александр Разуваев. Он апеллирует к общему принципу: рыночный дисконт по «префам» не должен быть выше, чем ожидаемая скидка при их конвертации в обыкновенные. В качестве ориентира можно рассматривать уже прошедшие конверсионные сделки на предприятиях того же сектора.
«Присутствие в капитале компании крупного мажоритарного акционера повышает вероятность увеличения дивидендных выплат. В качестве примера можно привести акции «Балтики», дивидендная доходность которых сопоставима с аналогичным показателем сырьевого сектора», – продолжает тему Анна Фролова. По итогам 2006 года дивидендная доходность составила 3,2% по обыкновенным и 4,5% по привилегированным акциям пивоваренного холдинга. При этом основной акционер компании – BBH – контролирует более 85% уставного капитала.