Рубрики
Статьи

«Viberi» ИНОСТРАНЦЫ В РОССИИ Запах денег

«Viberi» ИНОСТРАНЦЫ В РОССИИ Запах денег
«Viberi» ИНОСТРАНЦЫ В РОССИИ Запах денегСамым ярким примером того, как можно зарабатывать большие прибыли на территории площадью 1/6 часть суши, является опыт пивоваренных компаний и табачников. В России, как известно, курили много, а продолжают курить еще больше. В то время, когда во всем цивилизованном мире борются против этой вредной привычки, у нас единственной защитой, ограждающей потенциального курильщика от пагубного пристрастия, является надпись «Минздрав предупреждаетѕ». Естественно, табачные концерны не могли не воспользоваться данной ситуацией и скупили всю табачную отрасль. А результат говорит сам за себя. Например, у «Филип Моррис Ижора» чистая рентабельность составляет 29,5% при выручке в 28,4 млрд рублей.В отличие от табачников иностранные пивоваренные концерны фактически создали спрос на собственный продукт, сделав его модным товаром в среде молодежи. Массированная реклама привела к тому, что население России «стало ходить за «Клинским»», а не за водкой. Иностранные пивовары вошли во вкус и стали присматриваться к немногочисленным независимым российским производителям, акционеры которых удачно воспользовались начавшейся консолидацией и продали свои активы на пике стоимости. Повезло не всем. Совладельцы «Красного востока» затянули с выбором покупателя, и итоговая цифра сделки оказалась в два раза меньше той величины, на которую они могли бы рассчитывать годом ранее. А «Очаково», оставшееся единственным крупным отечественным производителем пива, держит «круговую оборону» и пытается работать на смежных рынках. У предприятия чистая прибыль в 2005 году равнялась 184 млн рублей, а у лидера российской пивоваренной промышленности — «Балтики» — 6,7 млрд рублей.Если пивной рынок консолидирован, то розничную торговлю можно охарактеризовать веским словом «целина». Хотя Москва и Санкт-Петербург уже похожи на «хорошо обработанную пашню», где найдется место не для каждого. Тем не менее даже сами розничные компании утверждают, что на рынке пока можно работать спокойно, так как настоящая конкуренция еще не началась.А лет пять назад в деловых СМИ регулярно выходили материалы о том, что вот-вот в Россию придут западные торговые сети, которые в порошок сотрут местную розницу. Но местный бизнес легко пережил «удар по ценам» от Auchan, да и приход Metro не вызвал сильной нервной реакции. Пока эти две иностранные компании наравне с российскими сетями участвуют в разделе «пирога», другие зарубежные фирмы должны решать, что им делать. Вариантов всего два: либо выходить на рынок и покупать долю, либо отказываться от экспансии в Россию. Если они выберут первое, то затраты на сделку могут составить от $1 млрд, так как розничные сети очень высоко оцениваются инвесторами. Года три назад «входной билет» на российский рынок обошелся бы на порядок дешевле.Аналогично развивается ситуация и в банковском секторе, где среди крупных игроков присутствуют только три иностранные «дочки» — Международный московский банк, «Райффайзенбанк Австрия» и Ситибанк, которые уже достаточно давно ведут бизнес на российском рынке. Что остается зарубежным финансистам? Либо покупать банк из топ-50 кредитных организаций России (желательно с более или менее развитой филиальной сетью), либо ограничиться приобретением небольшого банка и дальше его развивать, на что потребуются как деньги, так и время. И не факт, что построенный бизнес будет очень успешным. Реклама «Хоум кредит энд финанс банка» (ХКФБ) при его выходе на российский рынок сделала свое дело — в кредитную организацию потянулись клиенты. Но банк «Русский стандарт», основной конкурент ХКФБ, по-прежнему на один шаг впереди.И в заключение необходимо остановиться на автомобильной промышленности. Если присмотреться к финансовым показателям «Форд мотор компани» (в 2005 году чистый убыток компании составил 60 млн рублей, годом ранее доход равнялся 332 млн рублей), то следует задать вполне резонный вопрос: куда же делись обещанные «золотые горы». И тут же ответить: просто не все думают в категории, что бизнес должен за три года окупиться и его тут же можно будет продать. Ford создает задел на будущее, а время большой прибыли обязательно придет.КРУПНЕЙШИЕ ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИМестоКомпанияСпециализацияВыручка в 2005 г., млн руб.Чистая прибыль в 2005 г., млн руб.1Метро кэш энд керриРозничная торговля53 83428172Тойота МоторОптовая торговля50 66417903АшанРозничная торговля42 35917034Форд мотор компаниАвтомобили и компоненты39 203-605Пивоваренная компания БалтикаАлкоголь и напитки34 35966946Филип Моррис ИжораТабачная продукция28 44683867Нестле ФудОптовая торговля27 267-2718Фольксваген груп РусОптовая торговля24 6025459Сан ИнтербрюАлкоголь и напитки23 62749710МарсПродукты питания20 289225811Кока-Кола ЭйчБиСи ЕвразияАлкоголь и напитки17 637151312Каспийский трубопроводный консорциум-РТранспорт16 881-10 45013СП Бизнес карРозничная торговля15 99883814ДаймлерКраслер автомобили РусОптовая торговля15 50441315ИКЕА МосРозничная торговля15 475-77316Юнилевер СНГОптовая торговля14 26842017Монди бизнес пейпа Сыктывкарский ЛПКЛес и деревообработка14 214122018Эйвон бьюти продактс компаниОптовая торговля14 137215419РамэнкаРозничная торговля14 1144120ПетроТабачная продукция13 642-5921БМВ Русланд трейдингОптовая торговля13 260126022СименсОптовая торговля13 071220323Тетра пакУпаковка11 856-5324Л’ОреальОптовая торговля11 748174025Международный московский банкБанк11 323299326Крафт фудс РусПродукты питания11 12556127Райффайзенбанк АвстрияБанк10 832229128Проктер энд Гэмбл — НовомосковскБытовая химия10 79657729Пивоварня Москва-ЭфесАлкоголь и напитки10 72556730АвтофрамосАвтомобили и компоненты10 621-1513