«Viberi» Инфраструктуры и кадров!
«Viberi» Инфраструктуры и кадров!Последние годы экономика УрФО росла столь быстрыми темпами, что это не могло не вызвать определенный дисбаланс в отраслях, развитие которых тесно связано с происходящими на федеральном уровне процессами и явлениями. Самый яркий пример в данном случае — это электроэнергетика.
Округ находится в авангарде происходящих в отрасли реформ — именно ОГК-5, в которую передан имущественный комплекс двух свердловских ГРЭС (Рефтинской и Среднеуральской), первой среди всех «дочек» РАО «ЕЭС России» вышла на IPO. Вместе с тем нельзя не замечать, что это событие сильно запоздало. Генерирующие компании, работающие в регионе, уже давно могли бы привлечь инвестиции для наращивания собственных производственных мощностей.
Негативный эффект отставания реформы электроэнергетики очевиден. Именно Уральский федеральный округ наряду с Москвой и Санкт-Петербургом оказался в числе самых проблемных регионов, которым грозит дефицит электроэнергии. Так, первый зампред правительства ХМАО Вячеслав Новицкий признается, что с учетом нынешних темпов реконструкции генерирующих мощностей в 2008 году энергетика округа не сможет в полной мере обеспечить потребности нефтегазового комплекса. В Свердловской области ситуация еще сложнее. Ожидается, что уже в 2007 году экономика столкнется с дефицитом электроэнергии.
Потребности Уральского федерального округа во вводе новых генерирующих мощностей выглядят весьма впечатляюще. По данным РАО «ЕЭС России», для обеспечения растущего потребления в Тюменской области, ХМАО и ЯНАО требуется 3700 МВт. Не менее внушительно выглядят потребности Среднего Урала. Как отмечает министр промышленности Свердловской области Владимир Молчанов, с учетом роста потребления и вывода устаревших мощностей в ближайшие годы необходимо ввести 5000 МВт.
Проблемы с энергообеспечением Уральского федерального округа стали одним из катализаторов, давшим вторую жизнь реформированию электроэнергетики в нынешнем формате. Регион почти идеально подходит под разработанный РАО «ЕЭС России» план. С одной стороны, налицо растущий спрос, с другой — достаточно высокая привлекательность генерирующих активов, что позволяет мобилизовать ресурсы, необходимые для ввода в строй новых мощностей.
Инвесторы для реализации конкретных проектов на территории Уральского федерального округа были найдены еще до проведения IPO генерирующих компаний. ОГК-1 подписала меморандум с ТНК-ВР о строительстве энергоблока на 800 МВт на Нижневартовской ГРЭС и объявила о партнерстве с «Новатэком» еще по двум проектам: строительству электростанции мощностью 600 МВт в Тарко-Сале и увеличению мощностей Уренгойской ГРЭС на 200 МВт. Еще три соглашения о сотрудничестве — с «Газпромнефтью», «Сургутнефтегазом» и «Роснефтью» — подписало РАО «ЕЭС России».
Сдерживающим инвестиции фактором может стать лишь хитроумная архитектура генерирующих компаний. Уральские электростанции были разделены сразу между четырьмя ОГК и одной ТГК, оказавшись в «одной лодке» с менее привлекательными для потенциальных инвесторов предприятиями. Впрочем, для региона в этом нет ничего странного. Он уже давно вжился в роль донора, тянущего за собой экономику страны.
Не здесь и не сейчас. Несколько иная ситуация с развитием транспортной инфраструктуры. Сразу несколько проектов, имеющих для региона стратегическое значение, сдерживаются из-за необходимости федерального участия и нехватки собственных ресурсов. Среди них принято выделять строительство и реконструкцию участков магистрального дорожного коридора Пермь — Серов — Ханты-Мансийск — Сургут — Нижневартовск — Томск, а также развитие железнодорожного сообщения на территории округа.
Однако с учетом ориентации экономики УрФО на экспорт определяющее значение имеет развитие транспортной инфраструктуры не только на территории округа, но и за его пределами. Лишь это позволяет гарантировать надежность логистических цепочек. Не секрет, что рост добычи нефти в Ханты-Мансийском АО и Тюменской области во многом стал возможен благодаря расширению экспортных возможностей «Транснефти», а завершение работ по электрификации Транссиба оказалось весьма выгодным для металлургических компаний Урала, активно осваивающих Азитско-Тихоокеанский регион.
Гастарбайтеры и соотечественники. Нехватка трудовых ресурсов в перспективе может стать даже более серьезной проблемой для Уральского федерального округа, чем запоздалое развитие инфраструктуры. Очевидных рецептов при решении кадрового вопроса не существует. Так же как и в других регионах России.
Уже сейчас представители многих компаний, работающих на территории округа, отмечают сложности, возникающие при заполнении вакансий. Судя по данным Росстата, наиболее остро вопрос стоит в Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. Заявленная предприятиями в службу занятости потребность в сотрудниках примерно в четыре раза превышает уровень безработицы — больше, чем в любом другом регионе страны. При общей численности населения Тюменской области и двух АО в 3,3 млн человек (из них 2,2 млн — трудоспособное) официально кадровый дефицит составляет 177 тыс. человек.
В реальности ситуация, конечно, не столь плачевна. Во-первых, часть потребностей экономики восполняется за счет привлечения рабочей силы из других регионов России и стран ближнего зарубежья. Во-вторых, наиболее остро проблема нехватки кадров стоит в нерыночных секторах экономики, которые не могут обеспечить высокий уровень оплаты труда. По словам Татьяны Скомороховой из Управления федеральной службы занятости по Тюменской области, из отраслей, которые оказывают существенное влияние на формирование ВРП, значительный дефицит зафиксирован лишь в строительстве.
Однако данные последних лет однозначно говорят о возрастании дисбаланса на рынке труда. Потенциал собственных трудовых ресурсов существенно ограничен, а увеличивающиеся цены на недвижимость, суровые климатические условия и высокий прожиточный минимум, особенно в ХМАО и ЯНАО, существенно снижают миграционную привлекательность.
Немногим лучше ситуация в Свердловской и Челябинской областях. Уровень оплаты труда даже в ключевых отраслях экономики — металлургии и машиностроении — не настолько высок, чтобы обеспечить стабильный приток трудовых ресурсов. При этом потенциал для роста зарплат существенно ограничен. Не секрет, что российским металлургическим компаниям невольно приходится конкурировать с Китаем, Индией и Бразилией, где труд стоит дешевле.
Определенные надежды на решение кадрового вопроса связаны с использованием жителей Курганской области, а также с анонсированной президентом программой привлечения русскоязычного населения из стран ближнего зарубежья. Однако и они не могут гарантировать стабильного притока кадров на территорию округа.
IPOКак горячие пирожкиОГК-5, в которую вошел имущественный комплекс двух расположенных на территории Свердловской области ГРЭС: Среднеуральской и Рефтинской, первой из генерирующих компаний, созданных в ходе реформы электроэнергетики, провела IPO 31 октября 2006 года.
Акции компании были размещены ближе к верхней границе ценового коридора — по 9 центов. Несмотря на путаницу с отчетностью по МСФО, спрос на бумаги превысил предложение более чем в 8,5 раза. ОГК-5 смогла привлечь $459 млн, капитализация компании по цене размещения составила $2,8 млрд. В конце ноября на вторичном рынке акции стоили дороже 11 центов.
Номинальный и реальный уровень оплаты труда в УрФОМесто в РФ по покупательной способности зарплатыМесто по величине зарплатыСубъект УрФОСредняя зарплата в 2005 г., руб.Прожиточный минимум в IV кв. 2005 г., руб.Покупательная способность ЗП (кол-во прожиточных минимумов)16Тюменская область19 8382 9816,6521Ямало-Ненецкий АО27 5345 5864,9334Ханты-Мансийский АО22 8294 6524,911727Свердловская область8 6763 1182,782036Челябинская область7632 7902,677064Курганская область5 6922 8971,96Источник: Росстат
Рубрики