«Viberi» Инфраструктура против кризиса
«Viberi» Инфраструктура против кризисаМнениеСергей Заверский, начальник отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследованийTweetПомощь отечественным производителям в сложившихся условиях, безусловно, очень важна. В то же время при разработке и реализации антикризисных мер необходимо учитывать характеристики текущего кризиса, а также уже существующий опыт. Приходится констатировать, что мы сейчас сталкиваемся с проблемой перепроизводства. Отсутствие возможностей сбыта у предприятий приводит к резкому снижению объемов выпуска, сокращению персонала и, таким образом, к дальнейшему падению спроса. В этих условиях одной из ключевых задач государственной политики становится обеспечение плавного перехода экономики к новому равновесному состоянию при более низких объемах спроса иВ предложения – так называемой В«мягкой посадкиВ». СВ одной стороны, нельзяВ допустить резкий спад экономической активности, остановку производств иВ рост безработицы. СВ другой стороны, эффект от принимаемых мер должен быть долгосрочным.Международный опыт показывает, что кВ антикризисным мерам, направленным на достижение обоих указанных эффектов, относятся стимулирование технологического развития иВ реализация инфраструктурных проектов.Кризис не только представляет угрозу для экономики, но и дает возможность для значительных технологических изменений на уровне компаний и страны в целом. Так, после В«нефтяного шокаВ» 1973В года развитые страны смогли значительно повысить энергоэффективность производства и перешли на активное использование новых для того времени источников энергии (в частности, атомной).В условиях текущего кризиса мы также видим стремление правительств стимулировать технологическое и инновационное развитие. Принятый в США В«план ПолсонаВ» помимо мер по оздоровлению финансовой системы включает в себя также комплекс налоговых льгот для инновационно-активных компаний, прежде всего увеличение налоговых вычетов на НИОКР. Антикризисная программа Китая предусматривает снижение нагрузки по НДС с 2009 года для экспортеров высокотехнологичной продукции, а также стимулирование инноваций в промышленности и поддержку высокотехнологичных отраслей за счет привлечения передовых иностранных технологий и квалифицированного персонала.Развитие инфраструктуры, в первую очередь вВ рамках госзаказа, – это мера, которая позволяет как стабилизировать экономику в условиях кризиса, так иВ создать долгосрочные эффекты. УместВно вспомнить, что в рамках плана по восстановлению экономики США после Великой депрессии вВ 1933–1939В годы было реализовано 44В тыс. инфраструктурных проектов, включавших строительство дорог, дамб, зданий, которые используются и сейчас. В условиях текущего кризиса аналогичным образом планирует действовать Китай. Его антикризисный план предусматривает выделение $586 млрд, вВ том числе на развитие инфраструктуры: застройку новых городских территорий, строительство иВ модернизацию аэропортов, железных дорог, очистных сооружений. Кроме того, компании, осуществляющие затраты на капитальное строительство и приобретение основных средств, получат налоговые льготы. Важно учитывать, что меры как инфраструктурного, так иВ технологического развития способствуют трудоустройству высвободившейся рабочей силы и недопущению масштабной безработицы иВ негативных социальных последствий.Для России активное развитие инфраструктуры, как за счет государственных средств, так и за счет стимулирования (прежде всего налогового) вложений со стороны компаний, позволит как подВдерВжать внутренний спрос, так иВ обеспечить занятость. Важно, чтобы оно не сопровождалось мерами, имеющими противоположный характер. Показателен пример В«Нового курсаВ» ФранклинаВ Рузвельта по выходу из Великой депрессии. Сейчас часто утверждают, что его политика скорее сдерживала темпы восстановления экономики. Вместе с тем ноВбеВлевВский лауреат ПолВ Кругман, проводя параллели между текущим кризисом и Великой депрессией в своей недавней колонке в The New York Times, утверждает: эффект В«Нового курсаВ» был ограниченным как раз из-за того, что рост государстВвенных расходов во многом нивелировался увеличением налогов.Безусловно, одних лишь стимулов для технологического развития и инфраструктурных проектов недостаточно. Необходимо поддерживать конкурентоспособность внутренних производителей, прежде всего за счет снижения реального валютного курса рубля. А стимулирование внутреннего спроса должно сопровождаться сдерживанием роста издержек предприятий, в первую очередь – ограничением роста тарифов естественных монополий.
Рубрики