Рубрики
Статьи

«Viberi» Игра в бутылочку

«Viberi» Игра в бутылочку
«Viberi» Игра в бутылочкуЗайдя в любой винный бутик, можно наглядно убедиться в том, что старые вина ценятся намного дороже молодых. Правда, существуют некоторые ценовые вариации, связанные с качеством урожая того или иного года (винтажа), но общий принцип увеличения цены со временем остается неизменным. При консервативной стратегии следует инвестировать в «голубые фишки» – великие французские вина Бордо или Бургундии – и не сомневаться в росте стоимости своих активов на долгие годы вперед (потенциал выдержки многих великих бордоских шато составляет 50–100 лет). Если хочется рискнуть, следует покупать «второй эшелон» – продукцию из Калифорнии, Испании или Италии, которая, будучи более дешевой, при определенных обстоятельствах может резко вырасти в цене. Правда, в России рынок подобных вложений пока отсутствует, поэтому желающим приобщиться к нему следует обращать свой взор за рубеж.
От подвала до биржи. Вина для инвестиций покупают разными способами. Например, у кавистов (от французского cave – погреб, подвал) – профессиональных держателей погребов, приобретающих молодые напитки непосредственно у производителей и выдерживающих их для продажи коллекционерам и для поставки в рестораны. Преимущество такой покупки заключается главным образом в том, что кавист, помимо продажи, оказывает услугу по «ответственному хранению». Что касается финансовых преимуществ, то товар у кавистов стоит на 15–30% меньше, чем в специализированных магазинах и бутиках. Приобретать же вина в погребах следует исключительно для долгосрочных (минимум 3 –5 лет) вложений.
Второй путь приобретения инвестиционного вина – биржа London International Vinters Exchange (Liv-ex). Она пользуется все возрастающей популярностью среди инвесторов. В удачный для них 2006 год оборот Liv-ex вырос на 134%, а индекс Liv-ex 100, фиксирующий колебания цен на винном рынке – на 49,1%, обогнав многие фондовые индексы. Для сравнения – в 2006-м британский FTSE 100 вырос на 10,7%, американский S&P; 500 – на 13,6%, японский Nikkei – на 6,9%, а индийский Sensex – на 46,7%. В результате алкогольными инвестициями заинтересовались даже европейские пенсионные фонды, начавшие вкладывать деньги в бордоские благородные напитки. Их вес в индексе Liv-ex 100 в декабре 2006 года составлял 91,7% (шампанского – 4%, бургундских – 2,6%, итальянских – 1,1%, вин из долины реки Роны – 0,6%).
И вино не пожалел. Начавшийся в 2007 году международный финансовый кризис оказал свое негативное влияние и на алкогольный рынок – рост индекса Liv-ex 100 замедлился и составил 33,8% (для сравнения – FTSE 100 за год снизился на 7,4%, S&P; 500 «похудел» на 6,6%, а Nikkei 225 потерял 26,1%). В период нестабильности инвесторы не склонны вкладывать большие деньги в высокорисковые активы, к которым относятся все виды альтернативных инвестиций. Даже в более-менее благоприятные периоды они занимают 3–7% инвестиционных портфелей. Интересно, что винная биржа очень чутко отреагировала на изменение финансовой ситуации в мире: в январе 2008 года в расчете индекса Liv-ex 100 доля бордоских вин увеличилась до 93,47% (доля шампанского – 3,64%, бургундского – 1,34%, итальянского – 0,64%, вина из долины Роны – 0,91%).
Что касается выгодности биржевых инвестиций, то о них весьма красноречиво говорит следующий пример. Стоимость ящика одного из наиболее активно торгующихся вин Chateau Lafite Rothschild урожая 1998 года в январе 2006 года составляла 1240 фунтов стерлингов, а к концу того же года она выросла на 90% до 2370 фунтов.
Фонды. Существуют на Западе и винные ПИФы, доходность которых хоть и меньше, чем от операций на Liv-ex (она составляет 12–18% годовых), но в силу консервативности портфелей инвестиции в такие фонды весьма надежны. Их можно рекомендовать тем, кто хочет вложить деньги на срок от пяти лет. Цены «входных билетов» в винные ПИФы сильно отличаются. Например, один из самых популярных фондов Wine Investment Fund дает возможность вступить в него всего за 10 тыс. фунтов стерлингов. «Входной билет» в Fine Wine Fund стоит дороже – 50 тыс. фунтов, а инвестиции в Vintage Wine Fund начинаются с 75 тыс. фунтов.
Еще один путь для вложений в благородный напиток – покупка его на аукционах. Сегодня в мире постоянно растет количество алкогольных аукционов и множится состав их участников. Если еще 20 лет назад аукционные дома Sotheby’s и Christie’s торговали спиртными напитками только в Лондоне, то со второй половины 1990-х винные аукционы регулярно проводятся во Франции, Бельгии, Австралии, в других странах. При этом доходность от аукционных инвестиций плохо предсказуема. Определенные вина могут расти в цене с космической скоростью (до 390% в год), а другие дают скромные 20% годовых.
Наиболее выгодным вложением в вино считается его покупка на стадии en primeur (буквально – до премьеры), то есть еще до розлива по бутылкам. Первичная продажа фьючерсов на небутилированные бордоские вина происходит традиционно в апреле–мае. В среднем в зависимости от сорта и года урожая цена вина от продажи первого транша фьючерсов до бутилирования возрастает на 50–100%, а по некоторым позициям может увеличиться в 5–6 раз.
Российские импортеры также закупают вино на стадии en primeur. Договорившись с ними, инвестор может купить неразлитое вино, а через несколько лет поручить продать его по текущей рыночной цене, в том числе и на аукционе.