«Viberi» Идеи тухнут
«Viberi» Идеи тухнутНа заре индустрии коллективных инвестиций всех вполне удовлетворяла стандартная линейка фондов – ПИФы акций, облигаций, смешанных инвестиций. Однако времена меняются, и запросы инвесторов становились все более взыскательными. Все больше людей желают вложиться в ту или иную конкретную отрасль, либо интересуются портфелями со специфической структурой. Российские управляющие стали изобретать все новые и новые велосипеды. Появились индексные фонды, затем отраслевые, активнее стали работать фонды недвижимости. Однако и эта продуктовая линейка начинает исчерпывать себя. Кстати, в США на одну управляющую компанию приходится в среднем несколько сотен фондов, а иногда их количество переваливает за тысячу.
Фантазии на заданную тему. Попытки разнообразить продуктовую линейку упираются в низкую ликвидность российского рынка. «Сейчас, образно говоря, все компании бегут в одну и ту же сторону, – обрисовывает ситуацию первый замгендиректора УК Росбанка Денис Пахомов. – Это общая проблема ликвидности нашего рынка. На нем только три-четыре отрасли представляют интерес для инвестиций, что оставляет мало пространства для маневра людям, желающим вкладывать свои деньги на фондовом рынке». Действительно, так называемые отраслевые фонды сегодня охватывают лишь электроэнергетику, телекоммуникации, нефтегазовую отрасль, металлургию и банки. Причем фонды финансового сектора страдают от острой нехватки ликвидных бумаг. Препятствием же на пути создания узкоспециализированных ПИФов, к примеру, химической промышленности или потребительского сектора является элементарное отсутствие достаточного количества эмитентов.
В поисках новых идей иные управляющие позволяют себе прямо-таки акробатические трюки. Например, УК «Финам» объявила о создании ПИФа, вкладчики которого будут участвовать в выработке его стратегии и даже управлять активами посредством голосования. А УК Банка Москвы создало ПИФ «Звездный бульвар» с привязкой к экзотическому для России индексу MSCI Russia. Между тем ни один российский ПИФ в принципе не может повторять его структуру. Дело в том, что в этом индексе вес акций «Газпрома» достигает 45%, тогда как максимальная доля одного эмитента в портфеле ПИФа – 35%. Да и то если речь идет о закрытом фонде. Для индексных ограничение составляет 30%, для интервальных и открытых, к коим относится «Звездный бульвар», – 15%. Управляющие из УК Банка Москвы правила, разумеется, соблюдают, а инвесторам объясняют: дескать, индекс MSCI Russia в портфеле не копируется, просто структура активов максимально приближена к нему. УК «Альянс Росно УА» решила увлечь пайщиков простотой подхода к инвестированию в российские акции. Компания зарегистрировала два новых фонда по принципу «мальчики – направо, девочки – налево»: верите в рост цен на сырье – вам в «Альянс Росно акции сырьевых компаний», не верите – в «Альянс Росно акции несырьевых компаний».
Однако фантазия не безгранична. «По сути, количество стратегий, которые можно реализовать в открытых фондах, ограничено нормативными актами», – отмечает гендиректор УК «Агана» Иван Гелюта.
Несущие деньги. В том, что ПИФы с более узкой специализацией пользуются все большим спросом, можно убедиться, взглянув на результаты привлечения средств за первые шесть месяцев 2007 года. Всего в фонды акций «притекло» 12,7 млрд. рублей. Примерно 68% от этой суммы составили вложения в отраслевые ПИФы. Наиболее востребованными оказались те, что специализируются на электроэнергетике. Это не удивительно, так как в течение довольно долгого времени «электрофонды» показывали стабильно высокие результаты, чем отличались от большинства других ПИФов, чувствовавших себя неуверенно в условиях волатильности. В то же время из нефтяных фондов наблюдался отток средств. За полгода инвесторы вывели из них 180 млн рублей – кто ж знал, что падавшая с прошлой осени «нефтянка» так «выстрелит» нынешним летом.
«Когда говорят о кризисе идей, подразумевают отсутствие идей, обладающих хорошим потенциалом роста, – уточняет старший портфельный управляющий УК «Газпромбанк Управление инвестициями» Андрей Зокин. – Ведущие мировые аналитики сходятся на том, что потенциал роста «голубых фишек» в значительной мере исчерпан. Если раньше люди получали доходность в 50–70%, то теперь таких перспектив роста нет, нужно готовиться к спокойной динамике – 15–20% в год». И все же, как отмечает Андрей Зокин, «в России еще есть темы, которые заслуживают внимания». Это действительно так. Тому же «Газпрому» некоторые аналитики сулят рост в 30 – 40% в ближайшие месяцы. Примерно столько же, считают они, можно заработать на РАО «ЕЭС России». По мнению экспертов, за год драйверы рынка практически не поменялись. Разве что теперь к электроэнергетике, металлургии и банковскому сектору прибавился еще и потребительский.
Все больше управляющих компаний уделяют внимание акциям второго-третьего эшелонов. «Когда рынок стремительно растет несколько лет подряд, количество бумаг с хорошим потенциалом становится минимальным, – говорит содиректор аналитического департамента ИГ «Атон» Юлия Бушуева. – Люди долго играли в нефть, и когда рынок достиг потолка, во второй половине прошлого года переключились на другие отрасли национальной экономики – розницу, медиа, производителей продуктов питания, ведь доходы в них не зависят от мировых цен на нефть. Однако сейчас и в несырьевых секторах недооценка стала меньше. Мы, к примеру, рекомендуем вкладываться не в индексные фонды и даже не в отдельные отрасли, а в конкретные компании с потенциалом роста, таких все больше во втором-третьем эшелонах». Впрочем, по мнению аналитиков, на некоторое время нефтяной сектор вернул былую привлекательность, большинство инвесткомпаний заложили в свои прогнозы цену на нефть марки Brent на уровне $60 за баррель на весь 2007 год, а сейчас она стоит существенно дороже.
Где спрятан золотой ключик. И все же, как отмечают эксперты, кризис заключается не в отсутствии идей как таковых, а в невозможности их воплощения из-за регулятивных ограничений. Новаторских для отечественного рынка предложений хватает. Так, Денис Пахомов считает, что у российских консервативных инвесторов, как и у западных, пользовались бы популярностью фонды, инвестирующие в ноты с гарантированным возвратом капитала. Ноты могут быть привязаны как к сырьевым рынкам, так и к валютам или фондовым индексам. Это не спекулятивный продукт, он ориентирован на вложения «длиной» в 1–3 года. Доходность в таких фондах достигает 15–18% годовых при удачной реализации стратегии, а в случае падения рынков гарантирован возврат средств. «Данный продукт широко представлен за рубежом, но в России из-за ограничений для ПИФов его продавать нельзя, – отмечает Денис Пахомов. – Конечно, можно переложить эти ноты в виде облигаций, зарегистрированных в ФСФР, и потом ввести их в ПИФы, но такой процесс достаточно дорого обходится, он имеет смысл только при оборотах свыше $10 млн».
Одним из перспективных направлений инвестиций могут стать фонды иностранных ценных бумаг. Недавно ФСФР приняла новую редакцию положения о составе и структуре активов паевых инвестиционных фондов, фактически открывающую дорогу на западные рынки. Управляющие смогут вкладывать в акции, включенные в котировальные списки Лондонской, Нью-Йоркской, Франкфуртской и Гонконгской фондовых бирж, Euronext и NASDAQ. Это существенно разнообразит инструментарий компаний, и позволит продавать на отечественном рынке многие популярные мировые стратегии.
Большие надежды управляющие связывают с ожидающимися поправками в закон об инвестиционных фондах. С их принятием в России появится понятие «квалифицированный инвестор». Фонды, ориентированные на таких пайщиков, получат доступ к более рисковым активам, для них смягчатся требования по структуре портфеля. Кроме того, по мнению Ивана Гелюты, «возможность кредитоваться в банках, открывает новые перспективы для закрытых ПИФов недвижимости, привлекающих средства квалифицированных инвесторов». Проблема лишь в том, что будущее поправок пока туманно. Они находятся в Госдуме уже больше года, пройдено только первое чтение. Кстати, включения иностранных акций в портфель ПИФов отечественные управляющие тоже добивались не один год.
ФИШКА: Страны как инвестидеиВ 2003 году инвестиционный банк Goldman Sachs опубликовал доклад, посвященный развитию экономик Бразилии, России, Индии и Китая.
По расчетам банка к 2015 году масштабы их экономики по суммарному объему превзойдут показатели шести нынешних экономических лидеров – США, Японии, Германии, Великобритании, Франции и Италии. С этого момента аббревиатура BRIC прочно вошла в мировой финансовый сленг, а фонды BRIC пользуются среди инвесторов огромной популярностью. С другой стороны, инвестиционный бум в BRIC сильно сократил недооцененность компаний из этих стран. Теперь у инвестбанков становится популярной новая аббревиатура – VISTA – Вьетнам, Индонезия, ЮАР, Турция, Аргентина. Вложения в экономику этих государств также обещают неплохие дивиденды.
Рубрики