Рубрики
Статьи

«Viberi» Гибридное чудо

«Viberi» Гибридное чудо
«Viberi» Гибридное чудоПолтора года назад «Выбери!by» одним из первых обратил внимание на новинку, появившуюся на российском рынке, – структурные продукты с гарантией возврата капитала. Теперь эти инвестиционные инструменты вошли в моду. Зачастую их преподносят как спасение от любых финансовых неурядиц. В действительности риски, связанные с рыночными операциями, по-прежнему лежат на плечах инвесторов. А полная защищенность вложений остается все-таки красивой легендой, повышающей популярность модного веяния.
Верхушка айсберга. Создатели структурных продуктов подробно расписывают их потребительские качества, оставляя за кадром методы достижения поставленных целей. Что ж, посмотрим на «волшебную коробку» снаружи, прежде чем заглянуть внутрь.
Для инвестора структурный продукт представляет собой финансовое вложение на заранее оговоренный срок. Доходность привязывается к некоему базисному активу, в роли которого может выступать биржевой товар (отдельные акции, облигации, нефть, золото, валютные пары) либо показатели финансового рынка – фондовые индексы, процентные ставки. В зависимости от типа структурного продукта можно зарабатывать на росте или на падении, или даже на незначительных колебаниях вблизи текущих уровней. Главное – верно спрогнозировать динамику. То есть инвестор сам анализирует ситуацию и принимает инвестиционное решение, от этой почетной обязанности его никто не освобождает. За любые просчеты рублем будет отвечать только он.
Напрашивается параллель с игрой на бирже. Только, во-первых, доходность структурного продукта не напрямую отражает динамику базисного актива и увязана с некими заранее оговоренными условиями. Скажем, она может составлять определенный процент от прироста индекса или цены акции. Во-вторых, продавец продукта обещает инвестору полный возврат внесенной суммы либо ее части даже при неблагоприятном раскладе. Нетрудно догадаться, что чем выше доля, которую вы хотели бы надежно защитить от потерь, тем ниже потенциально возможная доходность.
Таким образом, выбирая подходящий вариант, клиент должен определиться с тремя основными составляющими своей стратегии, инструктирует начальник отдела срочного рынка ИФ «Олма» Константин Кутейников. Это степень защиты капитала, базисный актив и его ожидаемая динамика (рост, падение, колебание вблизи текущего уровня).
Чудес не бывает. Понятно, почему некоторые разработчики структурных продуктов не спешат приоткрывать свой волшебный ящик. Изнутри он представляет собой не что иное, как инвестиционный портфель. В нем сочетаются в определенной пропорции финансовые вложения с различными характеристиками. И если потенциальный клиент сможет скопировать портфель по образцу, ему уже не понадобятся услуги посредника.
По словам собеседников «Выбери!by», на нынешнем нестабильном рынке структурные продукты пользуются повышенным спросом. «Клиенты обращают большее внимание на инструменты, которые позволяют участвовать в росте акций и при этом гарантируют сохранность вложенных средств», – комментирует вице-президент «Ренессанс Капитала» Алексей Медведев.
Между тем рецепт, защищающий игроков от чрезмерных рисков, содержит всего два ингредиента. Львиная доля средств «замораживается» в облигациях либо на депозите, то есть в так называемых надежных инструментах. Возможно их сочетание в рамках одного портфеля. Такие вложения сулят сравнительно небольшие, зато стабильные процентные выплаты. Отметим, что безрисковыми их все-таки можно считать условно. В последние месяцы дефолты по корпоративным облигациям перешли из теоретической плоскости в практическую, а ЦБ время от времени отзывает банковские лицензии. Оставшаяся сравнительно небольшая часть капитала идет на покупку опционов одного или нескольких типов. И тут уж действительно или пан, или пропал.
«Предположим, клиент готов передать в доверительное управление 1 млн рублей на один год, хочет иметь стопроцентную защиту капитала и сыграть на понижение индекса РТС. В свою очередь, мы можем разместить денежные средства на этот срок в банке под 10% годовых», – предлагает посчитать Константин Кутейников. Если дисконтировать 1 млн под 10% годовых, останется почти 909 тыс. рублей. Эта сумма поступает на депозит, а на 91 тыс. приобретаются биржевые опционы put на индекс РТС. Предположим, что опцион истекает без денег. То есть инвестор ошибся в прогнозе – индекс за год не снизился, а вырос. Тогда, с учетом набежавших процентов по депозиту, он вернет вложенный 1 млн рублей (см. «Секрет безубыточности»). В противном случае дополнительно заработает как минимум внутреннюю стоимость опциона.
Цена иллюзии. Широкое распространение нового веяния напрямую связано с бурным развитием биржевого и внебиржевого рынка опционов. Скрещивание облигаций и депозитов с опционными стратегиями порождает причудливые разновидности финансовых гибридов. «Надлежащим образом разработанные структурные продукты закрывают пробел между инструментами с фиксированной доходностью и низким риском и инструментами с высоким риском, но с высокой доходностью», – говорится в презентации «Олмы». «Структурные продукты сочетают в себе преимущества инвестиционной услуги и банковского депозита, выгодно отличаясь от первой отсутствием рисков, а от второго – более высокой доходностью», – проводят аналогии в «Капиталтраст (Секъюритиз)».
Звучит красиво, но давайте еще раз развернем блестящую упаковку. Львиная доля капитала просто изымается из обращения. С таким же успехом инвестор может сам «запереть» эти деньги на депозите, благо никаких льготных условий фондовые посредники не обещают. Инвестируется лишь «рисковая» составляющая. Посредник фактически берет на себя брокерские функции, исполняя клиентскую заявку на эту сумму на срочном рынке. Он переводит пожелание клиента «с человеческого на опционный», а после покупки дожидается исполнения контрактов. Причем все велосипеды давно изобретены: стандартные стратегии, ложащиеся в основу структурных продуктов, описаны в учебниках. В подавляющем большинстве случаев речь не идет о «ноу-хау». Приходится ли инвестору самому следить за ситуацией на площадках и прогнозировать динамику выбранного индекса или товара? Конечно. Какую часть капитала он потеряет, если расчеты не оправдаются? До ста процентов, задействованных в опционной игре. Единственное неоспоримое достоинство заключается в том, что инвестору необязательно постигать особенности рынка опционов. Он сложнее фьючерсного, не говоря уже об акциях и облигациях, и многим представляется темным лесом. Зато скрытые комиссионные могут оказаться сколь угодно высокими. Они останутся тайной за семью печатями, если не понятен принцип формирования опционной составляющей портфеля.
Страх и риск. Таким образом, не стоит воспринимать структурные продукты исключительно в радужных тонах – представление о безубыточности не лишено самообмана. Пусть даже проценты по облигациям и депозитам соответствуют потерям по опционной части. Это далеко не равноценная замена. Лишившись кошелька с зарплатой, вряд ли вы сочтете достойной компенсацией следующую. Более того, общая изначальная сумма лишь в номинальном выражении остается неизменной. За прошедшее время деньги успеют потерять в покупательной способности.
«Структурные продукты являются комбинацией инструментов с фиксированной доходностью и деривативов. Надо понимать, какие кредитные риски, связанные с каждой из этих частей, готов принять на себя инвестор», – затрагивает еще один аспект Алексей Медведев. Так, желательно уточнить список облигаций, включенных в портфель, и банков, в которых размещены депозиты. Это не всегда возможно и зависит от юридического оформления инвестиций. Если используется договор доверительного управления, то четкий перечень желательно оговорить в инвестиционной декларации.
ПУТАНИЦА: Не в том смыслеУ термина «структурные продукты» есть другие значения.В широком смысле структурным продуктом является любой «переупакованный» финансовый инструмент. Например, еврооблигации, обеспеченные лизинговыми платежами. Соответственно, в корпоративных финансах под структурными подразумевают сложные сделки по привлечению финансирования на рынке, требующие индивидуального подхода – структурирования.
РАСЧЕТЫ: Другая арифметикаВ качестве примера рассмотрим индексируемый депозит «КИТ Финанса», привязанный к индексу РТС и рассчитанный на его рост.Он является одной из разновидностей структурных продуктов. Банк предлагает выбрать степень участия в повышении индекса. При стопроцентном участии итоговая ставка по депозиту будет точно повторять прирост индикатора. Скажем, если индекс РТС увеличился на 10% за полгода (доходность составила 20% годовых), то именно на столько прирастет ваш капитал. Доля участия в 50% или 25% означает, что вам будет полагаться соответственно вдвое или вчетверо меньше прироста индекса. То есть за полгода вы заработаете 5 или 2,5% вместо 10%.Разумеется, все выбирали бы максимальную долю, если бы не одно «но». Чем она выше, тем ниже «потолок» – уровень, за который не должен переступать базисный актив. В нашем случае при росте индекса РТС более чем на 25%, инвестору полагается лишь фиксированная выплата в 5% годовых (2,5% за полгода). Правда, «КИТ Финанс» добавит к этому еще 0,1% годовых, как по вкладу до востребования. Если же ваш расчет не оправдался и индекс РТС снизился, то гарантирован возврат вложенной суммы с символической надбавкой в те же 0,1%.