Рубрики
Статьи

«Viberi» Фотография диктует моду и стиль

«Viberi» Фотография диктует моду и стиль
«Viberi» Фотография диктует моду и стильФотография, мода и стиль — вещи нераздельные. Причудливые изыски кутюрье, помещенные на разворотах дамских изданий, — предмет вожделения и соблазна для женщин. Утонченность или взбалмошность моделей, запечатленных на обложках глянцевых журналов, — объект преклонения для мужчин. Но порой кажется, что весь этот сияющий, модный и стильный мир — лишь миф, порожденный мастерски нацеленным объективом фотографа…
После громкой «Ретроспективы» Хельмута Ньютона, которая открыла третий московский международный фестиваль «Мода и стиль в фотографии», москвичам понадобилась двухнедельная передышка, чтобы немного прийти в себя от откровенных и шокирующих «ню» мастера. Нынешняя неделя готовит ценителям фотографии открытие целой плеяды разнообразных выставок: Жанин Льепс и Давид Лашапель, Жан-Мари Петье и Тацио Секкьяроли, Александр Родченко и Владислав Зайцев — знаменитые имена приятно ласкают слух.
7 апреля в выставочном зале «Новый манеж» пройдет презентация сразу трех выставок. Это «Магия цирка», представленная FNAC — Национальным фондом современного искусства Парижа, «Парад-Алле. Фотографии Александра Родченко на манеже» и «Избранное» Тацио Скьяролли.
Тема цирка фотографов захватывает и увлекает: они запечатлевают сладостный момент полета, когда воздушные гимнасты, кажется, преодолели законы земного притяжения; они заглядывают объективом в пасть полудиких зверей, вселяющих в зрителя священный ужас; они успевают уловить тот миг, когда подброшенные жонглером кольца беспечно зависают в воздухе. Им интересна телесная пластика гуттаперчевых акробатов; вместе с отчаянными канатоходцами они балансируют на тоненькой нитке под куполом цирка; но главное — они способны заметить момент, когда рисованную улыбку клоуна вдруг опровергают налитые печалью и одиночеством глаза. Особенно притягательны для русского зрителя снимки знаменитой Сары Мун: французская фотографесса рассказывает об истории цирка Дурова.
8 апреля в бутике «Джеймс» откроется небольшая выставка работ Давида Лашапеля. Январский приезд известного мэтра провокационной фотографии, который делал две фотосессии специально для российского «Плейбоя», вызвал усиленные дискуссии на тему «репортажного сюрреализма» и целый шквал публикаций в столичных СМИ, наперебой обсуждавших скандальный имидж художника. Теперь москвичи смогут не спеша посмотреть снимки Лашапеля, который обожает работать с обнаженной натурой.
9 апреля Московский Центр искусств представит своим гостям «Шик Фобур Сан-Оноре и Елисейских полей 50-60 гг.» от Жанин Ньепс и «Берлинские кабаре. 20-30 гг.» — собственность берлинской галереи Бодо Нимана. Жанин Ньепс, родственнице Нисефора Ньепса, изобретателя фотографии, сам бог велел мастерски владеть объективом и управляться с капризной вспышкой, воспринимая мир через призму фотоаппарата. Ее учителем был легендарный Анри Картье-Брессон, который и обучил ее тонкостям профессии.
Фотографии восьмидесятилетней Ньепс — своеобразный дневник XX века: она запечатлевает и первых голосующих женщин, и студенческие волнения 1968 года, и феминистскую манифестацию под предводительством Симоны де Бовуар. Но в первую очередь ее интересуют люди: зафиксировать их движения, эмоции, схватить выразительность момента — вот, что представляется ей самым важным. Она считает, что фотография должна быть искренней и правдивой. Чтобы добиться этой правдивости, она всегда одевается так, как одеты те, кого она пришла снимать. Если ей приходится делать фото в больнице, она облачается в белый халат. Если ее привлекает деревенский колорит, она наряжается в крестьянскую одежду. И только при съемке студенческих смут ей пришлось временно превратиться в американскую туристку: нашивка представителя прессы могла вызвать рукоприкладство как со стороны молодежи, так и со стороны полиции…
Берлинские кабаре 20-30-х годов — мир совершенно особый. Он возник в противовес бессмысленной бесконечности Первой мировой войны. Уставшие от смертей и увечий, солдаты возвращались домой и мечтали погрузиться в сладостное опьянение беззаботности. Неистовая жажда жизни постепенно приобретала характер массовой истерии: Берлин захлестывал водоворот развлечений, лихорадочной веселости и непомерного расточительства. Излюбленным местом стали кабаре с их соблазнительными и раскованными танцовщицами, с терпкими мелодиями джаза, с разлитой в воздухе чувственностью. Расцвет и закат «золотых двадцатых», канувших в Лету вместе с мировым экономическим кризисом 1929 года, остался лишь на черно-белых снимках анонимных авторов…
Для полноты картины следует отметить, что 10 апреля на площадке ЦВЗ «Манеж» откроется презентация выставки Жана-Мари Перье «Мои шестидесятые», а 11 апреля в «Фотоцентре» Союза журналистов пройдет ретроспектива «Начало авторской моды в СССР. Слава Зайцев. 1960-80-е». Любителям стильной и модной фотографии на этой неделе скучать не придется.