Рубрики
Статьи

«Viberi» Финансовая пирамида Маслоу

«Viberi» Финансовая пирамида Маслоу
«Viberi» Финансовая пирамида Маслоу31.03У экономистов, психологов и HR-менеджеров есть такая увлекательная игрушка – называется пирамида Маслоу. В ней в иерархическом порядке расставлены потребности человека. В свое время и меня учили ею пользоваться. То ли я оказался недостаточно прилежным учеником, то ли правы оппоненты Маслоу, считающие его «геометрию» слишком упрощенной, но зачастую я просто не могу найти, на какой ступени этой пирамиды находятся мои соотечественники, сослуживцы и знакомые.
Сколько денег нужно, чтобы преодолеть первую ступень – удовлетворить элементарные физиологические потребности? Возьмем Москву. Если свое жилье уже есть – 15–20 тыс. рублей. Заработок повыше «прикрывает» потребности более сложного порядка – в комфортном передвижении на собственном авто или рекреационные – ежегодные поездки к морю, пикники после получки. Но, коли квартиры нет, прибавляем к «прожиточному минимуму» 25–30 тыс. рублей. Это либо плата за наем, либо ежемесячный взнос по ипотечному кредиту (хотя он повыше будет). Можно, конечно, за 15 тыс. снять «однушку» не в ближайшем Подмосковье, но тогда заметно вырастут транспортные расходы.
Поднимаемся выше. Безопасность. Нас в свое время учили, что в современном мире речь идет прежде всего об экономической безопасности. Опять-таки, если человеку на жизнь хватает 15–20 тыс. рублей, напугать его потерей столь «доходного» места сложно. В Москве масса незаполненных вакансий, предполагающих и более высокий заработок при довольно низких требованиях к соискателю. Зарплата в 40–50 тыс. встречается реже, к желающим получать ее стабильно предъявляются требования посерьезнее. Ну а как без стабильности? За квартиру платить надо, иначе с физиологическими потребностями беда случится – неудовлетворенными останутся.
Первые две ступени по Маслоу – самые понятные с точки зрения мотивации, поскольку она тупо упирается в деньги. Работаешь хорошо – получаешь сполна (или даже с премией), работаешь плохо – сначала штрафуешься, потом увольняешься. Другой лежащий на поверхности вывод: усердием, как правило, отличаются немосквичи или москвичи, сильно стесненные в жилищных условиях. «Вы еще не знаете, сколько народ в провинции зарабатывает! $300 – это средняя хорошая зарплата, а ценишь себя выше – поезжай в Москву», – такую запись оставил в моем блоге один из посетителей. Провинция провинции рознь, и зарабатывают люди по-разному.
Мой хороший знакомый перебрался в Москву три года назад, теперь он всерьез подумывает о возвращении на свою малую родину – областной центр в нескольких сотнях километров от столицы. Вероятно, поводом для разговора в прошлую субботу стали новые цены в меню кафе, где мы иногда обедаем семьями, ну а причиной – поиски нового съемного жилья (прежняя квартира выставлена на продажу):
– А смысл здесь оставаться? Я уже изучил рынок труда в своем городе: работу тысяч за 30–35 найду. Пусть меньше нынешнего, зато не надо платить четверть сотни за убитую «однушку». У нас все еще можно купить хорошую квартиру по $1000 за «квадрат», и она будет почти в центре. В таком же кафе, как здесь, я оставлю вдвое меньше денег. С увеселительными заведениями сейчас полный порядок. Единственное – на футбол не сходишь. И дороги чуть похуже, чем в Москве. Зато пробок нет. В общем, я в раздумьях.
Вряд ли случай моего знакомого уникальный. Москва объективно теряет былую привлекательность. И это беда столицы. Потому что покидать ее будут в первую очередь квалифицированные кадры, а приток свежей крови, молодых и энергичных людей, приостановится – их будут перехватывать по пути. Производительность труда продолжит снижаться вместе с мотивацией. Ведь что там выше в пирамиде Маслоу? Потребность в общении, в причастности к некой группе. Эту потребность сегодня все чаще удовлетворяют социальные сети и прочие сущности виртуальной цивилизации, тогда как понятие «корпоративный дух» становится пустым звуком. А уж потребности в признании и самореализации в несовершенном обществе едва ли будут доминировать.