«Viberi» Есть ли будущее у «жизни»\?
«Viberi» Есть ли будущее у «жизни»\?Георгий Белянкин, генеральный директор «Эрго Жизнь»:– По нашим оценкам, к 2010 году объем рынка страхования жизни может достичь $1 млрд, его развитию способствуют многие факторы. Прежде всего, экономический рост, совершенствование законодательной базы, очищение рынка от «серых схем», приход на него крупных международных страховых групп, повышение финансовой культуры граждан. Возросла здоровая конкуренция между страховщиками, что привело к появлению классических продуктов, ставших уже традиционными на Западе, оптимизации работы компаний, повышению профессионализма и уровня обслуживания клиентов, улучшению качества продуктов, возрастанию финансовой стабильности, надежности и емкости рынка. Имеется и еще один аспект. Современный бизнес становится социально ориентированным, его владельцы осознают, что реализация корпоративных программ страхования жизни повышает мотивацию сотрудников, их личную заинтересованность в успехе предприятия.
Антон Кушнер, генеральный директор «Эйс Жизнь Страхование»:– Накопительное страхование жизни в России не развивается по нескольким причинам. С одной стороны, ментальным – у нас выработалось общее недоверие к финансовым институтам, да и склонность потреблять в нас развита куда лучше, чем склонность копить. Конечно, последнее пропадет куда раньше, нежели изгладятся в нашей памяти 1998 год и пирамида МММ. У нас ведь реформы постсоветские длятся уже 15 лет. Вот примерно столько же времени уйдет на ментальные изменения. С другой стороны, материальные причины. Увы, но сегодня полисы накопительного страхования жизни по уровню доходности не могут составить конкуренцию, в частности, банковским депозитам. В Европе аналогичная проблема решается благодаря налоговым вычетам. Там перед человеком фактически стоит выбор – заплатить налоги или на эти же деньги купить полис страхования жизни. Разумеется, он выбирает последнее.
Ольга Руф-Фидлер, президент «ING Страхование жизни»:– Мы считаем рынок страхования жизни в России исключительно перспективным. В ближайшие годы он будет расти ежегодно на 30–40%, достигнув к 2012 году объема в 2 млрд евро. Сегодня развитию рынка мешает недоверие к долгосрочным вложениям в финансовые институты, так как отсутствие экономической стабильности не позволяло населению планировать свое финансовое обеспечение на несколько лет вперед. Кроме того, сегодня не хватает профессиональных кадров – финансовых консультантов, способных грамотно и доступно объяснить преимущества программ страхования жизни. В течение ближайших лет влияние этих факторов станет минимальным. А будет способствовать развитию рынка страхования жизни принятие законодательства, позволяющего развивать продукты типа unit-linked. В условиях стабильного фондового рынка они могут стать в России такими же популярными, как и в других странах.
Александр Зарецкий, президент «Аиг Лайф»:– Рынок страхования жизни растет в России на 40–50% в год – это очень хорошие показатели. Конечно, такие результаты достигаются на уровне небольших объемов, когда в первый год было продано 10 полисов, а на второй – 15. Но ведь прежде реальным страхованием жизни у нас никто не занимался. Все эксплуатировали налогосберегающие схемы, которых теперь уже практически не осталось. Теперь в реальном секторе рынка перед нами стоит другая проблема – нехватка профессиональных финансовых консультантов. При оптимистичном сценарии развития событий, в течение пяти ближайших лет объемы реального сектора рынка могут достигнуть $14 млрд. Первым толчком для развития послужат налоговые вычеты. Следующий толчок произойдет в ближайшие год-два, когда в России разрешат продавать так называемые продукты unit-linked, позволяющие инвестировать страховые взносы в более рисковые и оттого доходные инструменты.
Николай Клековкин, генеральный директор «Русский стандарт Страхование»:– Я не согласен с утверждением, что этот рынок не развивается. Он развивается, но пока очень сильно отстает от европейских стран – по объемам, по проникновению, по цене полиса на душу населения, по уровню понимания ценности жизни. Но и у нас уже наметилась тенденция роста рынка, который на протяжении ближайших 10 лет будет захватывать все новых клиентов. Предприятия все чаще начинают включать страховку жизни в свои социальные пакеты для сотрудников. Кредитование дает отличный толчок для развития страхования жизни. С 1 января вводятся налоговые льготы. Да, они пока не выглядят солидными. Но, судя по всему, правительство ломает голову, придумывая, как продвигать продукты долгосрочных инвестиций. Так что и у нас все будет.
Рубрики