Еще не стимул, но уже не тормоз
Еще не стимул, но уже не тормозКорпоративные пенсионные программы, где накопления формируются за счет средств работодателя, облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) по принципу «не платишь на входе, платишь на выходе». Это означает, что отчисления компаний в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) освобождаются от НДФЛ, однако работник, вышедший на заслуженный отдых, со своей дополнительной пенсии будет вынужден уплачивать данный налог. Подобная практика в России отнюдь не уникальна, она широко применяется во всем мире.
Индивидуальные пенсионные программы построены наоборот: здесь граждане производят отчисления в НПФ после уплаты НДФЛ, но ничем не обязаны государству, получая свою дополнительную пенсию. Казалось бы, «индивидуалы» оказываются в более проигрышном положении, чем корпоративные участники пенсионного марафона, ведь их инвестиционный потенциал «облегчен» на 13%. Отчасти так оно и есть, однако выстроить какую-то иную систему сложно — во всяком случае до тех пор, пока налоговая культура в нашей стране не приблизится к зарубежному уровню. Теоретически будущим пенсионерам можно предложить вычеты по НДФЛ, аналогичные тем, что сейчас предоставляются при покупке жилья или оплате обучения. Опять-таки на Западе это распространенная практика, но для российского налогоплательщика она создаст больше проблем. Прежде всего речь идет о бюрократической стороне дела — сборе подтверждающих расходы документов, оформлении и представлении их в налоговую инспекцию. Сложно предположить, что работодатели согласятся выступить налоговыми агентами своих сотрудников по их личным пенсионным делам.
В принципе систему «пенсионного» налогообложения можно было бы назвать вполне эффективной в нынешних условиях, если бы не ряд серьезных пробелов. Исполнительный директор Национального НПФ Людмила Гаврилова указывает на некоторую неопределенность в законодательстве по поводу уплаты единого социального налога (ЕСН) с отчислений в НПФ. По ее словам, если аудиторы и консультанты фондов такой необходимости не видят, то представители фискальных органов настаивают на обязательности платежей по ЕСН. «Так или иначе, но чтобы налогообложение было не просто эффективным, но еще и стимулирующим к пенсионному накоплению, следует однозначно исключить взносы работодателя в НПФ из базы ЕСН. Тем более что, по сути своей эти взносы носят как раз социальный характер», — утверждает Людмила Гаврилова.
Что касается индивидуальных программ, гендиректор Торгово-промышленного пенсионного фонда Валерий Ильясов указывает и на еще один тонкий момент в действующем законодательстве — по ставке 13% облагаются суммы пенсий по договорам, заключенным частниками в пользу других лиц. Таким образом, желающие, к примеру, помочь родителям или своему супругу вынуждены помогать и государству. И хотя они вправе исключить из базы НДФЛ взносы по таким программам, стимула копить на пенсию своим близким данное положение Налогового кодекса не добавляет.
Нельзя забывать и о том, что под налогообложение попадает результат инвестиционной деятельности негосударственных фондов. Налог на прибыль организаций (24%) уплачивается в случае, если чистая доходность от размещения пенсионных резервов (за вычетом расходов на услуги управляющей компании, спецдепозитария и затрат на уставную деятельность НПФ) превысила ставку рефинансирования Центробанка. Сумма превышения и подлежит налогообложению. Специалисты считают такой подход некорректным по отношению к пенсионным накоплениям, поскольку в данном случае прибыль образуется фактически не у организации — НПФ, а у будущих пенсионеров.
Впрочем, по мнению Людмилы Гавриловой, даже эти недостатки системы, от которых необходимо избавляться, не умаляют конкурентных преимуществ НПФ по сравнению с другими инструментами долгосрочных социальных накоплений.
Рубрики