Рубрики
Статьи

«Viberi» Джанфранко Лянчи: «Россия — самая перспективная страна в регионе EMEA»

«Viberi» Джанфранко Лянчи: «Россия — самая перспективная страна в регионе EMEA»
«Viberi» Джанфранко Лянчи: «Россия — самая перспективная страна в регионе EMEA»- Не так давно Acer Inc. провела реструктуризацию своего бизнеса. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?
— До 1999 года компания Acer была очень диверсифицированной и развивала большое количество различных направлений бизнеса — производство полупроводников и комплектующих, таких как модули оперативной памяти, оптических устройств и клавиатур, сборка конечных продуктов — как под собственной торговой маркой, так и для других брэндов, изготовление жидкокристаллических панелей и других периферийных устройств, разработка программного обеспечения. В тот момент, работая в индустрии персональных компьютеров, необходимо было сосредоточиться на какой-то одной области, чтобы добиться значительных результатов. Эффективно конкурировать, работая одновременно на всех направлениях, практически невозможно.
Было принято решение полностью сосредоточиться на разработке и продвижении продуктов под маркой Acer. Компания отказалась от целого ряда направлений своей деятельности. И в первую очередь от сборки и производства ряда продуктов. Были полностью проданы некоторые подразделения, например полупроводниковое, и сохранены лишь те направления, которые позволяли добиться наилучших результатов, то есть высокой добавленной стоимости. К таким видам деятельности относятся научные исследования, разработка продуктов, инжиниринг, маркетинг, продажа интеллектуальных продуктов.
— Не привел ли отказ от производства к уменьшению ключевых финансовых показателей, таких как выручка и прибыль?
— Так оно и было. После продажи неосновных подразделений доходы компании падали в течение примерно 11 месяцев. В 2000 году выручка Acer Inc. составила около $4,5 млрд, затем она опустилась до $3,8-3,9 млрд. Но если взять оборот за 2003 год — $4,6 млрд, то он оказался выше, чем в 2001 году или в период до реструктуризации. То есть за два года мы полностью восстановили свой уровень доходов. В 2004 году Acer планирует как минимум выйти на уровень в $6 млрд. Но еще важнее, что реорганизация привела к существенному росту рентабельности. В течение последних семи-восьми кварталов компания регулярно получает прибыль. И теперь по прошествии трех лет можно сказать, что это была правильная стратегия — выручка увеличилась и при этом Acer зарабатывает, а не теряет деньги.
— Компания совсем не занимается сборкой?
— Нет, это на 100% передано на аутсорсинг.
— Это менее выгодно?
— Мне представляется, что сборка на сегодня малорентабельная деятельность. Добавленная стоимость в этой сфере очень небольшая, и здесь очень важно обеспечивать масштабную экономию, гарантировать загрузку фабрики 24 часа в сутки. Непосредственные затраты на сборку одного настольного компьютера составляют $15-20, ноутбука — $20-30. Это стандартная сумма издержек, которая характерна для всего рынка. Данная сумма должна покрывать расходы, связанные с эксплуатацией фабрики и обеспечением производства: амортизацию заводского оборудования, оплату труда рабочих и другие ресурсы.
Пять лет назад себестоимость сборки настольного компьютера составляла $50, сегодня она опустилась до $15. Так что добавленная стоимость здесь очень невелика. Максимум $2-3, то есть менее 0,5% от конечной стоимости продукта. Таким образом, в случае специализации на сборке персональных компьютеров вам необходимо поддерживать очень большой объем производства, чтобы быть конкурентоспособным. В противном случае вы не сможете нести все издержки.
— Как Acer работает с поставщиками компонентов? Вы заказываете необходимую конфигурацию сборщикам, которые потом работают с поставщиками, или сами покупаете все нужные комплектующие?
— Мы делим компоненты на дорогостоящие и дешевые. Дешевые — это упаковка, клавиатура, провода, руководство по эксплуатации и т. п. Дорогостоящие компоненты — это центральный процессор, оптические устройства и все остальное. Покупку недорогих комплектующих мы обычно делегируем сборщику. Дорогостоящие продукты компания приобретает сама и оговаривает с поставщиком все вопросы — цену, условия доставки и т. п. Это именно та область, где зарождается добавленная стоимость, где у нас есть знания и опыт, где мы знаем рыночные тенденции.
— Какова структура Acer Inc.?
— У нас есть юридическая и операционная структуры. Если говорить об операционной, то в компании есть подразделение, отвечающее за научно-исследовательские разработки и формирование портфеля продукции Acer во всем мире, которое находится на Тайване. Также компания подразделяется на четыре региона — Европа, Ближний Восток и Африка (EMEA), Северная и Южная Америка, Азиатско-Тихоокеанский регион и то, что мы называем Большим Китаем — континентальный Китай плюс Тайвань и Гонконг. Юридическая структура сильно отличается от операционной, и она намного более сложна. Acer ведет свою деятельность более чем в 60 странах. Поэтому у нас есть компании, находящиеся в юрисдикции разных стран, все они на 100% контролируются Acer Inc.
— А как осуществляется оперативное руководство?
— Решения принимаются для четырех региональных подразделений. Два региона — EMEA и Америка — подчиняются мне, оставшиеся два — другому человеку. В компании есть исполнительный комитет. В него входят президент, главный исполнительный директор, руководитель группы, занимающиеся развитием продукции, главы региональных подразделений: всего восемь человек, которые принимают все решения и управляют деятельностью компании на высшем уровне. Если есть необходимость провести видео- или телеконференцию, то организовать ее для восьми человек очень просто. Поэтому мы можем быстро принимать решения, которые касаются деятельности компании по всему миру.
— Регион EMEA — ключевой для Acer. Он приносит более 60% выручки, и эта доля увеличивается. Но самой быстрорастущей экономикой мира остается Китай. Почему ваш рост в Большом Китае меньше, чем в Европе?
— Наши показатели роста в Китае тоже очень хороши. В этом году мы почти удвоили свою выручку там. Но я бы сказал, что есть некоторое отличие в работе на этих двух рынках. Мы гораздо раньше пришли в EMEA и стали наращивать свое присутствие в этом регионе, чем в Китае. EMEA — растущий, но при этом и более стабильный рынок. На нем присутствуют международные корпорации. В Китае до сих пор достаточно большая доля рынка принадлежит местным компаниям, правила игры в этой стране зачастую бывают не очень понятны. Но недавно Китай присоединился к ВТО, поэтому теперь иностранным компаниям будет гораздо проще решать вопросы, связанные с работой на этом рынке. Нужно учитывать, что в Китае Acer работает не как местная компания, а как иностранная — тайваньская. В этом году мы сосредоточимся на наращивании нашей деятельности в Китае, США и некоторых восточно-европейских странах, включая Россию.
— А какова цель вашего визита в Россию? Это просто знакомство с рынком или вы одновременно решаете какие-то другие задачи — проводите переговоры, собираетесь заключать контракты?
— Главная цель моего визита — как можно лучше понять вашу страну, несмотря на довольно малый срок моего пребывания в России — всего три дня. Я уверен, что с точки зрения потенциала роста Россия — самая перспективная страна в регионе EMEA. По своим объемам российский рынок персональных компьютеров уже почти такой же, как во Франции, которая занимает третье место в Европе. А через три-пять лет российский рынок персональных компьютеров может обогнать крупнейший рынок Европы — Германию. Поэтому одна из целей моего приезда — попытаться лучше понять тенденции российского рынка. Кроме того, я встречался с нашими клиентами и партнерами с целью разобраться, что нам еще предстоит сделать для того, чтобы ускорить рост и воспользоваться теми преимуществами, которые дает ситуация на российском рынке.
— Обращаются ли акции Acer Inc. на фондовом рынке и кто основные акционеры компании?
— Акции Acer Inc. торгуются на Тайваньской фондовой бирже, на Лондонской фондовой бирже обращаются глобальные депозитарные расписки. Я бы не сказал, что у нас есть какие-то основные акционеры. Acer Inc. — публичная компания. Стэн Ши — председатель совета директоров и главный исполнительный директор Acer Group — пожалуй, один из крупнейших акционеров. Очень много инвесторов из числа фондов — иностранных, а не тайваньских. Им принадлежит порядка 25% акций. Значительной долей владеют также локальные участники тайваньского фондового рынка. В смысле структуры собственности Acer Inc. — достаточно диверсифицированная компания, у нас отсутствует какой-то мажоритарный акционер.
— Получается, что именно Стэн Ши определяет основные направления развития компании? Портфельные инвесторы не так сильно разбираются в компьютерном бизнесе, поэтому они, наверное, следуют его предложениям?
— Конечно, ведь Стэн Ши работает в отрасли более 25 лет. Но большинство стратегических решений принимается исполнительным комитетом.
Джанфранко Лянчи родился в 1954 году. Окончил Политехнический университет в Турине (Италия), затем работал в Texas Instruments. В 1997 году перешел на работу в итальянское представительство Acer. В 2000 году был назначен на пост президента Acer EMEA. В январе 2003 года Джанфранко Лянчи стал также президентом International Operation Business Group (IOBG) и приступил к руководству международными операциями Acer Inc. Компания Acer входит в десятку крупнейших разработчиков и поставщиков ИТ-решений в мире. По данным IDC, она лидирует в регионе ЕМЕА по поставкам ноутбуков и жидкокристаллических мониторов.