Рубрики
Статьи

«Viberi» Двенадцатый стул,или Много пиара из ничего

«Viberi» Двенадцатый стул,или Много пиара из ничего
«Viberi» Двенадцатый стул,или Много пиара из ничегоПресно, господа присяжные заседатели. Новая постановка вызывает ассоциации не с острым сатирическим, безумно смешным первоисточником, а с простенькой компьютерной игрушкой: ходят два персонажа да вспарывают гамбсовский гарнитур покойной мадам Петуховой. Нашел стул-проверил его на наличие бриллиантов-перешел на следующий уровень. Вот, собственно, и все.
О том, что сатирическая направленность романа создателей мюзикла нисколько не интересовала, режиссерско-продюсерский тандем Александра Цекало и Тиграна Кеосаяна заявил с самого начала, сосредоточившись на поиске глубоко запрятанного в недрах романа трагического подтекста. Внятная попытка трагедии мелькает лишь единожды: звучащая ближе к концу ария Кисы Воробьянинова (Игорь Балалаев) начинается метафорически: «В моем саду больна туберкулезом еще вчера цветущая сирень». Жестокий романс белогвардейского офицера о судьбе России должен стать кульминацией мюзикла и хитом из разряда душещипательных. И все же на протяжении сцены не покидает ощущение чрезмерного пафоса, которым уж сам Великий комбинатор не преминул бы воспользоваться: «Кто, по-вашему, этот мощный старик? Это-гигант мысли, отец русской демократии и особа, приближенная к императору».
И все бы полбеды, да только Остап Бендер тоже заявлен как лицо трагическое. Вместо обаятельного, фонтанирующего идеями проходимца-жертва революции и унылое дитя Потерянного поколения. Главный герой в исполнении Джемала Тетруашвили получается на редкость тусклым, словно актера донимала тоска нежно-зеленого цвета, в который средством «Титаник» Киса Воробьянинов перекрасил свои горизонтальные усы. В мюзикле от Бендера остаются лишь рожки да ножки, как-то: знаменитый шарф и не менее знаменитые цитаты из романа-единственное, что отсылает зрителя к творению Ильфа и Петрова. Зато уж ставшие расхожими фразы разбросаны густо и щедро, будто бы неоскудевающей рукой того самого сеятеля, изобразить которого оказалось не под силу художественным талантам Остапа. Кстати, именно эпизод с транспарантом стал одной из наиболее удачных находок создателей мюзикла: «обрубок с сахарной головой и тонкими плетьми вместо рук» был заменен… репродукцией «черного квадрата» Малевича. И это не единственное нововведение: совершенно неожиданно для зрителей на все том же пароходе «Скрябин» появляется протяжно окающий Максим Горький, дабы исполнить программную, по мнению авторов, партию на тему: «Художник должен быть свободным». Оригинальной и-о, разумеется!-вновь трагической оказывается и трактовка образа мадам Грицацуевой: «знойная женщина-мечта поэта» превращается в хрупкую тургеневскую девушку, наделенную к тому же явными мазохистскими наклонностями. «Распни меня над пропастью и причини мне боль»,-срывающимся голосом призывает она безвременно сгинувшего Остапа Бендера, поднимаясь к небу по спирали сложной деревянной конструкции.
Это сооружение, напоминающее башню Татлина, собственно, является единственной декорацией: никаких обещанных спецэффектов в мюзикле не обнаружилось, и это существенное отличие от спродюсированного тем же Александром Цекало «Норд-Оста». Зато безусловно хороши костюмы работы Валентины Комоловой: от русско-народных до сказочно-воздушных, от перепачканного в наклеенной «пене» наряда инженера Щукина до застегнутой на все пуговицы формы сотрудников ГПУ, которые, кстати, танцуют на редкость весело и зажигательно. Массовые сцены в постановке хореографа Егора Дружинина вообще смотрятся довольно живо: хор старушек-пионерок, коммунальный шум в общежитии студентов-химиков, сюрреалистическое действо аукциона, стэповый «Ход конем», который еще до премьеры спектакля позиционировался как главный хит… Не менее эклектична и музыка Игоря Зубкова, который делает стилизованный коктейль из спортивных маршей, мелодий Исаака Дунаевского, пародии на авторскую песню, которую затягивает все тот же намыленный инженер Щукин,-всего того, что можно было бы назвать советской массовой музыкальной культурой. И это тот странный случай, когда статисты-кордебалет и хор-оказываются сильнее и выразительнее солистов.
Как бы там ни было, сам первоисточник «Двенадцать стульев»-настолько раскрученный брэнд, что не вызывать любопытства у публики просто не может. А посему вполне понятно и стремление на нем заработать, которое возникло как у создателей мюзикла, так и у многочисленных желающих отпиариться за счет нового продукта. Вот только после просмотра возникает тот же вопрос, что и у растерянного Кисы в конце романа: «Где же драгоценность?»… l