Рубрики
Статьи

«Viberi» Долгожданный российский пластик

«Viberi» Долгожданный российский пластик
«Viberi» Долгожданный российский пластикВстретились два банкира. Один другому говорит: В«Представляешь, мне сегодня приснилась национальная платежная система. – Ну и как она выглядит?! – Да тетка такая, немолодая и не очень красиваяВ».Система систем. В«ТеткаВ» действительно немолодая. Попытки обособить регулирование безналичных денежных расчетов и, в частности, создать в России розничную национальную платежную систему, способную конкурировать сВ Visa иВ Mastercard, предпринимаются с начала 90-х годов. Но настоящую активность правительство впервые проявило весной 2009 года, когда Минфин разработал проект ФЗ В«О национальной платежной системеВ». Документ предполагал создание национальной системы платежных карт (НСПК) В«Российская платежная картаВ» вВ форме госкорпорации. В июле ЦБ РФ (соисполнитель вВ разработке документа) направил в АРБ предложения по тексту закона. По сути – уточненную версию документа Минфина. Семантически комментарии Банка России разделены на две части: первая конкретизирует понятие национальной платежной системы. ВВ новом контексте – это – все операторы платежных услуг, платежных систем и платежной инфраструктуры на территории России. И здесь ЦБ озвучивает свое видение принципов организации иВ правового контроля такой системы. Вторая часть предложений регулятора относится к созданию национальной системы платежных карт (НСПК) В«Российская платежная картаВ», трактовка которой по сравнению с первой версией также серьезно изменилась. Теперь это – розничная платежная система, оператором которой может выступить организация в виде НП, ОАО (в том числе с участием государства) или госкорпорации. ВВ В«июльскомВ» изложении ЦБ госкорВ­порация – всего лишь одна из возможных форм оператора НСПК. В В«весеннейВ» версии Минфина – единственная. К участию в НСПК Банк России предлагает допустить банки и операторов других платежных систем по розничным платежам. Могут и должны ли войти в состав НСПК нерезиденты – международные игроки Visa и Mastercard? Пока неясно. Но в кулуарах обсуждаются не столько юридические тонкости вхождения в НСПК, сколько другой, самый болезненный вопрос. Болезненный, в первую очередь, для банков, которым, возможно, придется потратить миллиардные суммы на создание инфраструктуры для приема платежных карт НСПК.Ахиллесова пята. Пока ЦБ не оформил предложения к проекту закона, банки вяло реагировали на тот факт, что закон может вступить в силу уже со следующего года (см. врез В«Совершенно секретноВ»). Но когда Банк России показал свои труды АРБ, документ стал предметом открытой дискуссии – очень жаркой. Выяснилось, что текст ЦБ по итогам совещания в Минфине решили считать основным. При АРБ создали рабочую группу, которую возглавил первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин. В группе образовалась подгруппа, куда вошли представители других банков и общественных организаций. Банки внимательно прочитали предложения ЦБ иВ пришли вВ ужас: стало понятно, что очень многое непонятно. Из каких средств, к примеру, участники платежной системы должны формировать обязательный гарантийный фонд, требования к размеру которого устанавливает ЦБ? Ведь в тексте регулятора сказано, что такой фонд не может формироваться из привлеченных средств. Будет ли создана структура, которая в случае банкротства организации – участника национальной платежной системы, компенсирует потери ее кредиторам (некий аналог АСВ)? АРЧЕ (Ассоциация российских членов Europay – некоммерческая организация, в состав которой входят банки – участники платежной системы Mastercard) взяла на себя функции посредника и за две недели собрала замечания и предложения коммерческих банков к тексту ЦБ. Чаще всего банкиры интересовались, каким образом они смогут выполнить условия пункта 4.3 проекта закона: В«Платежные карты НСПК должны приниматься в рамках всей функционирующей на территории РФ операционной инфраструктурыВ». Схема вырисовывалась примерно такая. К началу 2010 года закон может уже вступить в силу. Примерно в то же время, судя по всему, зарегистрируют НСПК. К этому моменту банки должны В«настроитьВ» свои банкоматы и терминалы на прием пока несуществующей карты НСПК. При этом из текста законопроекта неочевидно, как будет функционировать карта – на базе открытых технологических стандартов, по которым работает большинство международных игроков, или на основе закрытой технологии, которая еще не разработана? В«Сейчас трудно оценить объем инвестиций в запуск такого проекта и создание развитой инфраструктуры обслуживания новых карт. Неясно также, как распределится бремя затрат между участниками, возможность и механизмы мер господдержки и в чем будут заключаться преимущества нового предложения для потребителяВ», – комментирует президент АРЧЕ Андрей Королев. Тем временем строка в бюджете под создание НСПК, по данным участников рынка, не выделена. Более того, никто из опрошенных В«Ф.В» экспертов вообще не слышал о том, что расчеты проводились.Банкиры схватились за голову. Получалось, что уже сейчас они должны заложить в бюджет огромную статью расходов неизвестно на что – ведь НСПК, карт НСПК и технологических требований к инструменту нет и в помине. В«По сути это означало, что банкам в оперативном режиме необходимо переоборудовать всю инфраструктуру, что требует серьезных инвестицийВ», – уточняет заместитель председателя правления Абсолют банка Олег Скворцов. По оценкам участников рынка, речь идет о миллиардах долларов. Целесообразность инвестиций – еще один большой вопрос к инициаторам закона. Станет ли вступление в НСПК обязательным для других платежных систем? Или же два карточных рынка (сегодняшний под знаком международных систем и будущий В«национальныйВ») смогут комфортно существовать одновременно, не задевая интересов друг друга? В«Надзор в национальной платежной системе должен сосредоточиваться на вопросах стабильности и эффективности системы в целомВ», – считает Андрей Королев из АРЧЕ. В«Де-факто Visa и Mastercard – законодатели мод. Обеспечить максимально возможную совместимость западных систем и НСПК вЂ“ вот в чем должна заключаться основная цель этого законаВ», – считает один из участников рынка, близкий к госструктурамВ». Гадание на рабочих версиях. По банкам В«гуляютВ» рабочие варианты закона, подготовленные АРБ. С одной из последних банкиры ознакомились около трех недель назад. В«После долгих дискуссий о том, оставлять ли в законе главу о НСПК, решили детали функционирования НСПК, технологические требования к ее участникам, материальную сторону вопроса и другие важные детали проработать в ходе отдельного обсуждения. В В«телеВ» закона остались лишь общие характеристики НСПК вЂ“ определение, цели и круг участников. Таким образом, после вступления документа в силу банки, у которых нет нужного объема инвестиций в модернизацию инфраструктуры или которые физически не успеют осуществить переоборудование точек, не окажутся В«вне законаВ», – делится с В«Ф.В» один из участников процесса. Но ЦБ и Минфин, еще, возможно, выскажет свои замечания по поводу такого формата, и каким будет окончательный вариант, можно только предполагать (см. В«Совершенно секретноВ»). Депутат Госдумы Павел Медведев, который входит в рабочую группу Александра Торшина, успокаивает банки: В«Очевидно, что проект закона еще не готов. До тех пор, пока он не пройдет все стадии обсуждения, рано чего-то боятьсяВ». В том, что документ в том или ином виде будет принят, мало кто сомневается. О твердости намерений инициаторов проекта свидетельствует скорость, с которой в последние месяцы происходило его обсуждение. Например, для формулирования своих замечаний к тексту ЦБ банкам дали лишь около двух недель. В разгар отпусков. Закон особого назначения? Идея национальной платежной системы зародилась примерно 15 лет назад, и до 2009 года продолжала оставаться идеей. Откуда такая спешка? Когда обозреватель В«Ф.В» задал этот вопрос одному из активных участников дискуссии, тот лишь засмеялся: В«Я отвечу вам анекдотомВ». Говорят, один российский генерал В«особого назначенияВ» поехал в командировку в Сочи иВ оплатил там В«пластикомВ» то, В«что генералу оплачивать не положеноВ». Информация о платеже после долгих приключений попала в оборонные ведомства США. Американские коллеги якобы рассказали оВ В«неподобающейВ» для генерала покупке российским В«особымВ» начальникам, его отругали. Генерал разозлился и попросил знакомого чиновника придумать какой-нибудь закон, который закрывал бы доступ к информации о генеральских покупках иностранцам.Одни считают эту историю байкой, другие допускают, что похожая ситуация могла иметь место в реальности. Как бы то ни было, но проект закона, безусловно, подразумевает защиту информации участниками национальной платежной системы. В«Операционные центры должны обеспечить невозможность передачи информации, касающейся переводов денежных средств, осуществляемых на территории РФ, на территорию иностранных государств или доступа к ней с территории иностранных государствВ», – говорится в пункте 2.5. предложений Банка России.