Рубрики
Статьи

«Viberi» Деньги для малых и средних

«Viberi» Деньги для малых и средних
«Viberi» Деньги для малых и средних | Фото: Максим СимонДеньги для малых и среднихОлег МаксименкоКризис. Осень 2008 года выдалась неспокойная: проблемы с ликвидно­стью и сжатие фондирования коснулись многих. Небольшим предприятиям оставаться на плаву стало гораздо труднее.TweetВ Сильнее всего проблемы затронули банковский сектор. По свидетельству участников рынка, к середине октября российские кредитные организации почти полностью прекратили взаимное кредитование – время от времени фиксируются одиночные сделки по недавно еще немыслимой цене, достигающей 22–24% годовых. В индустрии Commercial Finance неприятности пока не столь заметны, хотя с конца августа – начала сентября объемы финансирования стали уменьшаться, а количество новых клиентов в портфелях лизинговых и факторинговых компаний устремилось к нулю. Участники рынка в большинстве своем заняли консервативную позицию и рисковать не стремятся.Как же малому и среднему бизнесу (МСБ) решать проблемы привлечения ресурсов в новых рыночных обстоятельствах? По мнению коммерческого директора Volkswagen Group FinanzВ  Владимира Мартюкова, готовой формулы, к сожалению, нет. Мировая экономика столкнулась с принципиально новым видом кризиса, который затронул все существующие бизнес-модели иВ функВ­ционирующие коммерческие институты, как крупные, так и не очень. В«Решение в каждом конкретном случае будет индивидуальным, – считает эксперт. – Одно ясно: без изменения ситуации на всем мировом финансовом рынке вернуться в прежнее состояние в ближайший год практически невозможноВ». Вице-президент банка В«Московский КапиталВ» Дмитрий Терехов уверен, что в ближайшее время компаниям, относящимся кВ МСБ, не стоит рассчитывать на длительные кредиты по привлекательным ставкам. Что касается рефинансирования операционной деятельности, то стоит обратить внимание на эффективное управление дебиторской и кредиторской задолженностями – возможно, даже пересмотреть политику по внеоборотным активам в сторону уменьшения этого показателя в балансе предприятия.Замдиректора департамента по работе с малым бизнесом Номос-банкаВ Олег Луговой уверен, что ситуация с российским МСБ гораздо лучше, чем с крупным бизнесом. В«Малый бизнес менее капиталоемкий. Поэтому небольшие компании имеют больше шансов получить в банке кредит на реализацию того или иного проекта. Особенно в условиях кризисаВ», – считает он. Позиция эксперта основывается на том, что В«малышиВ» главным образом нуждаются в краткосрочных займах, которые по своим объемам весьма невелики, а следовательно, эти деньги найти гораздо легче. Не исключено, что именно на такие продукты и будут в краткосрочной перспективе ориентироваться банки – доходность по ним гораздо выше. Плюс происходит значительная диверсификация клиентской базы. Ожидается, что большую помощь столичному МСБ продолжит оказывать Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы (ФСКМБМ), который выступает поручителем по кредитам. Гарантия фонда позволяет банкам выдавать ссуды при недостатке обеспечения. Ежегодно лимит ФСКМБМ увеличивается, что вселяет в участников рынка надежду на поддержку моВ­сковских властей и в условиях кризиса.Директор управления фондами прямых инвестиций ИК В«Тройка ДиалогВ» Владимир Козлов указывает, что в распоряжении предприятий остались все те же инструменты фондирования, что и в докризисный период: В«Ничего нового не изоВ­бретено. Изменились лишь доступность, эффективность и стоимость ресурсов. Что касается малого и среднего бизнеса, то для этих компаний наиболее предпочтительными всегда были прямые инвестицииВ». Кроме того, по мнению эксперта, у реального бизнеса остаются такие виды получения средств, как факторинг и лизинг, – пусть эти ресурсы далеко не самые дешевые, но их получить гораздо проще, чем классические кредиты.Владимир Козлов утверждает, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе быстрому развитию индустрии Commercial Finance (CF) будет мешать недостаток фондирования: существенно вырастет стоимость услуг и затормозятся темпы развития рынка. Но по мере возрастания ликвидности малый и средний бизнес получит широкий доступ к этому инВ­струменту. По мнению Дмитрия Терехова, специализация CF-компаний станет своеобразным прорывом: факторинговые и лизинговые клиенты приучатся мыслить В«вне банковВ», увидев возможность закрывать все большее число своих потребностей услугами Commercial Finance. При правильно выбранной маркетинговой политике CF-компании получат преимущества в конкуренции с банками в борьбе за обслуживание корпоративных клиентов, в том числе сектора МСБ.