Чудо после кризиса
Чудо после кризисаОбсудить свежие тенденции российской экономики и отдохнуть на высокогорном курорте собралось около 200 представителей российской и зарубежной деловой элиты. «Красными нитями» конференции стали две темы: кризис политической системы в России и коммуникативные проблемы между иностранными инвесторами и российскими бизнесменами. Также обсуждались риски российского и украинского бизнеса, отношения между двумя странами, проблемы инвестирования и выхода компаний на IPO. Главным тормозом развития экономики все выступающие назвали бюрократию.
Путинская пятилетка. Первым выступил руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. По его мнению, через пару лет можно ждать системного кризиса: «Внешняя конъюнктура перестала работать на рост экономики, не снижается инфляция, усиливается бегство капитала. Фондовый рынок слабо реагирует на хорошие новости. Сокращаются инвестиции даже в нефтедобычу». По словам эксперта, реформы последних 15 лет свелись к освобождению бюрократии от контроля и ответственности перед обществом. «Поэтому нет ничего удивительного в том, что болезнь прогрессирует, — резюмировал он. — И если в 2003 году все жаловались на коррупцию, то сейчас говорят о рэкете со стороны государства. Чтобы решить эту проблему, необходимо модернизировать российскую политическую систему». Михаил Делягин не сказал, как это сделать. Зато он ожидает «русского чуда» — резкого подъема экономики в 2009 году.
В свою очередь председатель совета директоров «Юкоса» Виктор Геращенко посетовал на потерю управляемости страной: «Сокращение количества министров может обернуться настоящим кавардаком. И до того министры были так загружены, что к ним на прием их заместители стояли по две недели в очереди. Я отрицательно отношусь к этой реформе, многие вещи делаются необдуманно, а в результате страна топчется на месте».
Александр Лившиц, заместитель генерального директора «Русала», больше всего был недоволен беспределом в сфере налогового законодательства: «Какой смысл в низких ставках, когда нет порядка в самой процедуре. Крупному бизнесу не нужно ни денег, ни поблажек. Мы хотим получать от российского правительства то же, что и наши конкуренты от своих национальных властей». В списке требований Александра Лившица к правительству всего четыре пункта. Во-первых, предсказуемость всех макропоказателей, касающихся инфляции и курса рубля. Во-вторых, понятная политика в отношении тарифов. Третье требование — стабильность налогового законодательства. «Наконец, мы хотим инвестиционных льгот на прибыль, — говорил Александр Лившиц, — их нет только в России». Топ-менеджер «Русала» ничего не сказал о надвигающемся системном кризисе. «Российский бизнес живуч, его ничем не запугать, — заявил он. — Мы пережили кризис 1998 года и готовы приспособиться к чему угодно».
Плохой бизнес. Досталось не только правительству. По мнению Арно Леклерка, главы департамента Восточной и Центральной Европы банка Credit Suisse, главная проблема российских компаний заключается в неумении общаться с зарубежными партнерами. Он говорил о тотальном непонимании, конфликте мировоззрений и трудностях в кооперации. Эксперт посоветовал российским бизнесменам осваивать новый язык и бизнес-культуру. Для этого им стоит покупать компании на Западе и на практике смотреть, как следует вести дела, или начать с теории и получить образование в западном университете. «Вы должны уметь объяснять происходящее в России, а для этого необходимо создавать альтернативные медиаканалы, — советовал он. — Кроме того, важно выстроить общение с западной бизнес-элитой для организации своего лобби». До сих пор, по словам Арно Леклерка, российскую деловую элиту практически не слышно на Западе. Отечественные бизнесмены — любимые персонажи для анекдотов даже если они могут позволить себе покупать лучшие английские футбольные клубы.
Украинские перспективы. Об отличиях в этом плане Украины от России перед европейскими инвесторами рассказывал помощник Виктора Ющенко Борис Немцов: «Главный итог оранжевой революции — обретение национальной идеи. Все остальное — вопрос времени». Украинцы, по его словам, ясно формулируют для всего остального мира свое желание жить в Европе. По этой причине российским бизнесменам не стоит бояться деприватизации на Украине. Правительство Виктора Ющенко понимает, что если они будут вести себя по-варварски, в Европу страну никто не примет. По мнению Бориса Немцова, новый политический порядок весьма хорош для развития экономического сотрудничества между Украиной и Россией, несмотря на плохие личные отношения президентов. «За Виктором Ющенко не стоят олигархи, — доказывал помощник украинского президента, — все предприниматели могут надеяться на равные условия». О серьезных интересах россиян в соседней стране говорят факты: в 2004 году российскими компаниями было заключено 16 сделок по покупке активов в странах ближнего зарубежья на общую сумму $759 млн, и почти пятая часть этих инвестиций досталась Украине. Плюс недавняя встреча Владимира Путина с президентом Украины. «Кроме того, российскому бизнесу сегодня некомфортно в России. Он ищет более «мягкий» климат, — размышлял Немцов. — Но выходить в офшор банально и непристойно. Поэтому он будет вкладываться в Украину, где все понятно и предсказуемо, а заработать можно больше, чем в Швейцарии». Среди главных факторов роста экономики Украины Борис Немцов назвал высокие цены на металл и более 10 млн трудовых иммигрантов, работающих в России и Европе: «Они ввозят значительные денежные средства в страну, тем самым обеспечивая устойчивость национальной валюты».
Впрочем, и на Украине есть проблемы. Главная из них — коррупция. В рейтинге наименее коррумпированных стран Transparency International по итогам 2004 года Россия занимает 90-е место, а Украина лишь 122-ю позицию. «Если российский чиновник берет взятку и что-то делает, то украинский получает деньги за бездействие, — прокомментировал Борис Немцов эти цифры. — Но в любом случае успех Украины — это шанс для России. Она станет примером для нас, если реформы будут удачными и страна уйдет от олигархического капитализма и коррупции. Если их преобразования провалятся, то и у России нет никаких шансов».
«Как обычно, самые интересные вещи обсуждались в кулуарах, — резюмирует один из участников конференции, пожелавший остаться неназванным. — Все слои российского общества недовольны проводимой сверху политикой, очень много вопросов к правительству».
Рубрики