«Viberi» — Блоги — Игорь Виттель (06.03.2010)
«Viberi» — Блоги — Игорь Виттель (06.03.2010)Сегодня, дорогие мои друзья, я расскажу вам, как работает турбизнес в России. Это чистой воды пирамидаПредставьте себе тропический курорт Простоквашино, на который каждый сезон приезжает толпа русских туристов. Рынок туров туда держат три компании: «Папа-тур», «Мама-тур» и «Дядя Федор-тур». Ну и пара компаний поменьше. Тут на рынке, продав велосипед, появляется наш старый знакомый почтальон Печкин. Прикинув шапку к носу, он решает пустить полученные от торговли велосипедами деньги на то, чтобы подемпинговать на рынке поездок в Простоквашино. Связей на рынке у него нет, цен хороших получить неоткуда и потому демпинговать он может, работая с нулевой или отрицательной маржой.Через какое-то время финансы кончаются и что видит наш почтальон? Правильно. Монстры рынка слегка потрепаны, но живы и готовы работать дальше, а на рынке уже появился «Шарик-тур». Подзаработав на продаже фототехники, он тоже решил, что самый умный. Все начинается по новой… но уже без почтальона.Теперь вернемся к нашим «крупнячкам». Там тоже ребята сидят не сказать чтоб шибко умные. И регулярно, каждый сезон, промахиваются с расчетами. То есть вот решают они, что на будущий год в Простоквашино под пальмы приедут 200 тысяч туристов, блоки в отелях выкупят, чартерные цепочки ставят, а туристов приезжает, скажем, вдвое меньше. Что делать? Правильно! Дем-пин-го-вать! Потому что денежки уже заплачены и теперь хоть в разы дешевле, но продавать надо.Для полноты картины на рынке еще есть «Матроскин-тур». Который вообще на этом рынке собирается делать ровно одну вещь: поработать пару лет, скопить клиентскую базу, и в один прекрасный день смотаться с деньгами, клиентов попросту кинув.Живут нормально на этом рынке как раз операторы поменьше, делающие упор не на цену, а на качество, или благополучно нашедшие свою нишу.Дело в том, что дискаунтеры и лоукостеры – это прекрасный бизнес, но требующий мозгов, адского труда и создания инфраструктуры.К чему приводит желание поиграть на этом поле, не учитывая специфики, мы видим на примере наших авиадискаунтеров. Очень, скажем прямо, грустное зрелище.Проблема характерна, кстати, не только для туризма. Страховщики вот тоже развлекаются: «Мы сейчас вам продадим страховку подешевле», – думают они, – долю рынка захватим, а потом развернемся». Через пару-тройку лет, когда наступает пик выплат, а входящий тонкий денежный ручеек так и не превращается в полноводную реку, наступает Момент Истины. Вы же понимаете, что происходит с бассейном, если из него вытекает быстрее, чем втекает?Бизнесмен, вступая на скользкую ниву демпинга, помни: скорее всего, получится как в анекдоте: «и денег не заработаешь, и с ребятами нехорошо выйдет». Покупатель, помни, где бывает уцененный сыр и чем он пахнет. И все дружно: не забывайте включать мозг и чувство меры.
Рубрики