«Viberi» — Блоги — Анна Ким (12.06.2010)
«Viberi» — Блоги — Анна Ким (12.06.2010)Высшее образование в России не станет хорошим до тех пор, пока общество и государство не избавят его от ложных функцийОдна из панельных сессий международного экономического форума в Санкт-Петербурге называется так: «Образование в России: сможет ли российское образование стать глобально конкурентоспособным?» В такой постановке вопроса можно найти и позитивный, и негативный моменты. С одной стороны, из нее следует, что мы, похоже, наконец-то избавились от опасного мифа о том, будто одно из конкурентных преимуществ России – ее образованная рабочая сила. Вернее, этот тезис верен, если говорить о преимуществах над Эфиопией или Сомали, к примеру. Но мы ведь не с ними хотим равняться. С другой стороны, о глобальной конкурентоспособности мечтать еще рано. Понимаю извечное российское желание иметь все не хуже, чем на Западе. Но в данном случае, как мне кажется, нужно начинать с постановки более прозаических, приземленных целей и задач.Нужно признаться самим себе, что значительная часть системы высшего образования уже давно не выполняет свою прямую функцию – готовить для экономики квалифицированные кадры. Вместо этого она занимается, говоря языком экономической теории, неэффективным использованием ограниченных ресурсов. Руководитель одного из федеральных госведомств в частной беседе недавно пожаловался: «Я всем, кто приходит устраиваться на работу, задаю единственный вопрос: дайте определение ВВП. Ни один еще не дал правильного ответа!» Что это, если не диагноз, по крайней мере высшему экономическому образованию?Министерство образования и науки недавно подсчитало, что в ближайшие пять лет около 100 тыс. преподавателей вузов могут оказаться ненужными – из-за демографического провала число абитуриентов упадет почти на треть (об этом написали «Ведомости»). А стоит ли сокрушаться, если появляется возможность избавить образовательную систему хотя бы от части «балласта»? Это, разумеется, был бы болезненный процесс. Еще труднее избавиться от пережитков советского менталитета. У нас по-прежнему считается, что массовое высшее образование – это норма. Не поступил ребенок в вуз – трагедия, ПТУ – приговор. Быть недоучкой, но зато «белым воротничком» престижнее, чем слесарем – обладателем «золотых рук». Итог: огромный сектор экономики живет и потребляет ресурсы за счет ложной мотивации общества. Вузы отвратительно учат, зато дают работу огромному числу «педагогов», неспособных ничему научить. Дают молодым людям возможность легально уклониться от службы в армии (кстати, еще одного неэффективного потребителя ресурсов). Неумехам и бездельникам – возможность помахать «корочкой» перед носом работодателя.Потому и жалобы на недофинансирование образования в России сами по себе бессмысленны. Пусть они даже и справедливы отчасти: когда преподаватель вуза зарабатывает меньше, чем уборщица в частном банке – это позор. Но образование – одна из многочисленных сфер, где проблемы нельзя решить простым закачиванием денег.
Рубрики