Рубрики
Статьи

«Viberi» — Блоги — Анна Ким (11.06.2011)

«Viberi» — Блоги — Анна Ким (11.06.2011)
«Viberi» — Блоги — Анна Ким (11.06.2011)Может ли экономика выжить в условиях, когда налоговая и пенсионная система «перезагружаются» раз в несколько лет?В правительстве наконец-то дозревают два варианта снижения страховых взносов в социальные фонды. В первом ставка для крупного бизнеса остается на уровне 34%, для остальных – опускается «близко к 26%». Исключение сделают для уже «помилованных» в конце прошлого года малых предпринимателей, работающих в производстве и социальной сфере: они будут платить 16–20%. Второй вариант предусматривает снижение базовой ставки взносов до 30%, но все та же избранная категория малого бизнеса получит льготные 16–20%.Обе опции – не бог весть какое счастье для налогоплательщиков, сильнее всего пострадавших от повышения ставки в начале текущего года. Малый бизнес, работавший по УСН, прежде платил всего 14% – меньше, чем в обеих версиях предлагаемой шкалы. К тому же минимальную ставку в любом случае получит лишь небольшая доля предпринимателей. Кроме того, в первом варианте у государства возникает проблема администрирования: в новейшей истории российской налоговой системы хватает примеров, когда льготы доставались совершенно не тем, ради кого задумывались.Пока непонятно, кто оплатит предназначенный для бизнеса подарок. Проще всего залезть в накопленные резервы: в Фонде национального благосостояния сейчас уже 2,6 трлн рублей. Обидно, что тема эффективности государственных расходов, которую год назад активно обсуждали с подачи Минфина, под выборы оказалась совершенно забытой. Переход бюджета на программные принципы еще раньше отложили до 2013 года, а недавно премьер Владимир Путин решил вообще исключить олимпийскую стройку в Сочи из числа госпрограмм. Сколько надо, столько и потратят.Плохо и то, что принимаемые решения – это всего лишь времянка, создаваемая на два года. Дальше социальное налогообложение, скорее всего, вновь подвергнут перекройке. Как – во многом будет зависеть от концепции долгосрочного развития пенсионной системы, над которой сейчас работают в Минздраве. Речь идет о реформе, результатом которой должен стать баланс доходов пенсионной системы (и, соответственно, бремени социальных налогов) и обязательств государства перед пенсионерами.Правительство само себя загнало в ситуацию, когда впереди простирается «минное поле» и обойти его невозможно. Демографический вызов, стоящий перед экономикой, уже давно ни для кого не секрет. Но обаяние популизма в очередной раз оказалось неотразимым, и обязательства, от которых нельзя отказаться, были взяты в прошлом году. Понятно, что теперь поспешные шаги делать нельзя, очередная ошибка чревата экономической катастрофой, после которой «перезагружать» уже будет нечего. Но инвесторам от сознания ответственности момента не легче: в России им трудно строить планы даже на среднесрочную перспективу, неопределенность налогового режима за пределами двух лет, мягко говоря, не добавляет уверенности. Что делать, такова плата экономики за склонность властей при принятии системных решений исходить из сиюминутной выгоды.