«Viberi» — Блоги — Андрей Школин (08.12.2008)
«Viberi» — Блоги — Андрей Школин (08.12.2008)Бензин не дешевеет? Жаловаться бесполезно, это политика государства. Так вы компенсируете потери нефтяников от «ножниц Кудрина»Немного статистики: по данным ИЦ «Кортес», литр Аи-92 на 28 ноября стоил в розницу 21,9 рубля, Аи-95 – 24,4 рубля. За неделю цены снизились на 0,5 и 0,1% соответственно. Опт за тот же период просел значительно сильнее: Аи-92 на 3,9% (до 15,9 тыс. рублей/тонна), Аи-95 на 5,1% (до 21,4 тыс. рублей/тонна). Схожая ситуация наблюдалась в течение всего месяца. С 24 октября в опте бензин марки Аи-92 подешевел на 26,3%. В рознице – лишь на 6,5%. Еще интереснее сравнивать российский рынок с американским. В конце ноября по ту сторону океана галлон бензина в среднем стоил $1,92 или $0,51 за литр – порядка 14 рублей. Неплохая разница с отечественными реалиями. Владимир Путин указал причину, по которой при падении цен на нефть без малого в 4 раза бензин на отечественных АЗС почти не подешевел. В ходе прямой линии глава правительства признал: налоговая нагрузка на сектор остается высокой и в условиях падения цен на нефть приводит к убыткам – $68 с каждой тонны при цене барреля Urals в $44. В результате компании стараются сохранить хоть какие-то доходы за счет внутреннего потребителя. «Правда, это тоже в известной степени политика государства», – сказал Владимир Путин. И чуть позже: «За счет людей с большими или даже средними доходами, за счет людей, которые все-таки могут позволить себе иметь машину, покупать бензин, мы изымаем доходы в бюджет и перераспределяем среди тех, которые остро нуждаются: те же самые безработные, инвалиды, пенсионеры, военнослужащие». Даже удивительно, что премьер открыто высказался о таких вещах. До сих пор чиновники предпочитали обвинять во всем олигополию на нефтяном рынке. И немало говорили о борьбе против сложившегося порядка, хоть реально при этом сохранялся status quo. Как достичь уровня цен в Соединенных Штатах? Для начала было бы неплохо отделить торговлю и, возможно, нефтепереработку от добычи. О какой конкуренции речь в условиях, когда львиная доля АЗС контролируется пятью вертикально интегрированными компаниями? Разумеется, по своей воле они не откажутся от розницы, дающей, особенно в нынешних условиях, основной доход. Заставить некому: уже ясно, государству не с руки менять систему, дающую стабильные поступления в бюджет. Правда, в конце ноября Владимир Путин заявил о скором принятии проекта «Программа развития конкуренции». В нем отдельная глава посвящена рынку нефтепродуктов. Предлагаемые в документе меры при идеальном варианте развития событий создадут среду для появления конкуренции между крупнейшими нефтяными компаниями и на рынке в целом. Например, производителям предложат высвобождать обязательный объем нефтепродуктов для реализации на открытых торгах. Пустой треп, или лет через 5-10 что-то действительно изменится?
Рубрики