Рубрики
Статьи

«Viberi» — Блоги — Андрей Школин (08.06.2010)

«Viberi» — Блоги — Андрей Школин (08.06.2010)
«Viberi» — Блоги — Андрей Школин (08.06.2010)Игорь Шувалов обещает решить судьбу Шереметьево к началу 2011 года. Велика вероятность, что аэропорт получит Олег ДерипаскаВ Суздале выступил вице-премьер Игорь Шувалов. Большинство зацепилось и обсуждает его высказывание относительно монополий: не надо с ними бороться, достаточно правильно регулировать и всему остальному бизнесу станет хорошо. Тут же появились заголовки с явно выраженным негативным оттенком вроде «Власти ставят на монопольную экономику». А зря, рациональное зерно в заявлении Игоря Шувалова есть. Не так давно беседовал с совладельцем розничной сети «Виктория» Николаем Власенко. И он меня просветил, в чем разница между задачами российских и американских антимонопольных органов. В США в главе угла – выигрыш потребителя. А у нас – развитие конкуренции. Чувствуете разницу? Развитие конкуренции не всегда приводит к выгоде потребителя. Более того, американские антимонопольные органы порой разрешает компаниям иметь долю рынка больше 70%, если от этого выигрывает потребитель. Николай Власенко тогда в беседе процитировал одного немецкого экономиста: «Конкуренция – как соль в супе. Много – плохо, мало – тоже плохо». При слишком большой конкуренции происходят демпинг и обрушение рынка. Чем опасны монополии – объяснять не надо. Нужен баланс.Другое заявление Игоря Шувалова коснулось многострадального аэропорта Шереметьево. До сих пор речь шла исключительно о привлечении управляющей компании. И здесь я неслучайно использовал эпитет «многострадальный». Вроде бы аэропорт принадлежит «Росимуществу», должен пользоваться поддержкой федеральных чиновников. Но на деле государство в роли собственника Шереметьево явно проигрывает правительству Москвы и группе «Ист-лайн» — Внуково и Домодедово, соответственно. За примерами далеко ходить не надо: железнодорожная ветка до Шереметьево появилась позже всех. И вот сегодня Игорь Шувалов сказал, что аэропорт может быть передан в долгосрочную аренду-концессию, как Домодедово. Либо даже (sic!) продан. Сейчас чиновники ждут, когда свое мнение выскажут консультанты. И сразу после получения отчета правительство примет окончательное решение. Распорядится государство своим пакетом акций Шереметьево, как пообещал Игорь Шувалов, если не в 2010 году, то в начале 2011-го — точно.Велика вероятность, что Шереметьево получит Олег Дерипаска (№6 в рейтинге миллиардеров «Выбери!by»). Во-первых, через компанию «Базовый элемент» ему принадлежит пять аэропортов в Краснодарском крае, включая сочинский Адлер. Другими словами, в руках миллиардера – ключи от воздушных ворот черноморского побережья России. Мало того, он успешно их развивает: на днях, 5 июня, открылся аэропорт в Геленджике, возведенный фактически с нуля. Во-вторых, у «Базэла» есть определенные договоренности с сингапурской Changi Airports. Предполагалось привлечь ее под проект в Сочи, но не сложилось. Сейчас в «Базэле» отношения с Changi Airports называют «обычными». Из чего можно сделать вывод, что отношения все-таки есть и если понадобится, их можно будет легко сделать «особыми» — партнерскими. Такое сочетание собственного и зарубежного опыта, вместе с явно выраженной господдержкой Олега Дерипаски, может оказаться слишком большим преимуществом по сравнению с другими претендентами. Разумеется, в самом «Базэле» комментируют в том духе, что говорить о Шереметьево пока рано – ничего непонятно.