Рубрики
Статьи

«Финанс.» — Блоги — Андрей Школин (02.11.2010)

«Финанс.» — Блоги — Андрей Школин (02.11.2010)
«Финанс.» — Блоги — Андрей Школин (02.11.2010)Неделя проходит под девизом «Ни дня без Собянина». Новый мэр опять подкинул «горячую» тему для обсуждения – транспортСчетная палата проверит «Московский метрополитен» и «Мосгортранс» по личной просьбе Сергея Собянина. Ревизоры нагрянут уже на следующей неделе. Проблема «Мосгортранса» лежит на поверхности: несмотря на немаленькую стоимость проезда, которая в разы выше тарифов в других городах, без субсидий из бюджета эта организация была бы убыточной. Даже с ними чистая рентабельность «Мосгортранса» составляет всего 5%.Теперь спустимся в метро. Обратите внимание: руководитель метрополитена Дмитрий Гаев всегда очень охотно рапортует, плачась, о расходах. А вот о доходах предпочитает не распространятся. Мне кажется, аудиторам этот факт стоит взять на вооружение. Правда, можно задать вопрос: почему Гаев-младший возглавляет одну из дочерних компаний концерна «Ситроникс», а другая компания этого же концерна поставляет метрополитену бесконтактные карты. Но это мелочи.В доходах можно покопаться. Сразу: кто взимает арендные платежи с многочисленных киосков и ларьков в переходах и на поверхности – в пределах 25-метров вокруг вестибюлей? Если думаете, что метрополитен, то глубоко ошибаетесь. В цепочке участвует несколько посредников, на которых оседают деньги. Если их убрать, то ГУП мог бы зарабатывать в год на 10 млрд рублей выручки больше. А это плюс два километра туннелей. Есть еще доходы от рекламы через агентство «Олимп», в котором метрополитену принадлежит почему-то только 58%. Есть «Метропресс», занимающийся продажей периодики – только 60% долей. Еще минус потенциальный миллиард точно.Причина, по которой Собянин обратил внимание на метро именно сейчас – расходы на него могут стать одной из одной из основных затратных статей будущего московского бюджета – до 10%. Новый мэр обещает строить по 15 километров метро в год. Но при текущей себестоимости одного километра в 5 млрд рублей это обойдется в 75 млрд рублей без учета станций. Собянину хотелось бы видеть цифру в полтора раза меньше.