«Viberi» Бюро кредитных находок
«Viberi» Бюро кредитных находокВ Когда в начале марта пиарщик одной из столичных алкогольных компаний Илья Березнюк пришел в банк за кредитом на ноутбук, ему настоятельно порекомендовали согласиться на передачу данных в бюро кредитных историй. Объяснение было простым: у клиента оставался небольшой остаВток по кредиту в другом банке. Теперь за всеми его действиями в качестве заемщика будут следить в обеих кредитных организациях. «“Спасибо” кризису: такие продукты, как мониторинг заемщика, триггеры и различная аналитика, стали в последнее время гораздо более востребованнымиВ», – говорит гендиректор В«Эквифакс Кредит СервисизВ» Олег Лагуткин. По его словам, БКИ смещают приоритеты в бизнесе – от предоставления кредитных отчетов они движутся в сторону продуктов по поддержанию качества портфеля. АВ мониторинг заемщика – теперь одна из главных услуг, которые предоставляют бюро банкам.Неспортивный интерес. Менять бизнес-стратегию заставило резкое сокращение объемов кредитования и одновременно существенный рост просрочки по уже выданным ссудам. Еще осенью В«Эквифакс Кредит СервисизВ» заВпуВстил В«антикризисный пакетВ», включающий в себя В«триггер бюроВ» – продукт, позволяющий банку получать уведомления об активности заемщиков в других кредитных организациях. Схожий продукт под названием В«СигналВ» предоставляет и НБКИ. Предложение оказалось востребованным – уже в ближайшее время на рынке появится несколько аналогичных программ. В«Установив такую систему, можно получать информацию обо всех изменениях в статусе заемщика – например, оВ получении им ссуды в другом банке, просрочке или же пролонгации кредитного договораВ», – объясняет Василий Дубов, гендиректор В«Экспириан-ИнтерфаксВ», планирующего уже в ближайшее время выпустить такой продукт.Банкиры не скрывают интереса к новым предложениям БКИ. В«По своим заемщикам мне было бы полезно знать, как они платят в других банках и за какими кредитами еще обращаютсяВ», – говорит начальник управления розничного кредитования Московского кредитного банка Елена Корнеева. Правда, извлечь ощутимую практическую пользу из этой информации не получится. « случае просрочки в другом банке мы можем лишь морально подготовиться кВ тому, что с большой долей вероятности она возникнет и у насВ», – говорит Елена Корнеева.Поэтому, помимо мониторинга заемщиков, крупные кредитные бюро стараются помогать банкам в процедуре скоринга. Продукт под названием В«Скоринг бюроВ» предлагают, в частности, В«Экспириан-ИнтерфаксВ», НБКИ, В«Эквифакс Кредит СервисизВ». Он позволяет рассчитать вероятность возникновения просроченной задолженности более 90 дней в течение года после оценки заемщика. Подключив данную услугу, банк по запросу в бюро получает не только кредитный отчет, но и балл (в диапазоне от 1 до 850–1000), говорящий об уровне кредитоспособности поВтенВциВальВноВго или действующего клиента. В«Продукт особенно востребован во время кризиса и может использоваться не только для выдачи новых ссуд, как принято считать, но также и для управления качеством кредитного портВфеВля, лимитами по пластиковым картам, а также для расстановки приоритетов при сборе задолженностиВ», – уверен Олег Лагуткин.Кстати, бюро столкнулись сВ наплывом самих заемщиков. В кризис все больше граждан по тем или иным причинам допускают просрочки по платежам, впоследствии интересуясь, как это отразилось на их кредитной истоВрии. По закону заемщик имеет право ознакомиться с ней бесплатно лишь один раз в год. Все остальные запросы обойдутся ему в 300–500 рублей. Однако вВ крупных бюро повышенное любопытство граждан вряд ли поспособствует серьезному росту денежного потока. В«Этот заработок для БКИ не может быть существеннымВ», – признает Олег Лагуткин. По словам Василия Белова, его бюро получает от заемщиков, регулярно проверяющих свою кредитную историю, не более 1% доходов. Примерно 40% – от продажи дополнительных продуктов и около 60% – за счет предоставления кредитных отчетов.Правда, по словам экспертов, продажи дополнительных продуктов будут расти. В«Сейчас кредитные организации готовы использовать все доступные средства, которые помогут им избежать убытковВ», – уверен гендиректор Национального кредитного бюро Владимир Малеев. Например, вВ бюро В«Экспириан-ИнтерфаксВ» проходит последнее тестирование продукт, позволяющий проводить ретро-анализ кредитных историй. Благодаря этому банк может оценить возможности своей скоринговой карты и при необходимости внести вВ нее изменения.Среди тех, кто мог бы стать потребителем новых продуктов кредитных бюро, Владимир Малеев называет и телекоммуникационных гигантов – В«ВымпелкомВ», МТС и В«МегафонВ». Им в условиях кризиса тоже приходится уделять гораздо больше внимания подключающимся абонентам, чтобы определить тех, кто уже В«отличилсяВ» стремлением не платить за разговоры. Данные об этих неВплаВтельВщиВках, по мнению Владимира Малеева, могут пригодиться и банкам.Внимание юрлицу. Тем не менее большая часть кредитных бюро, которые по тем или иным причинам не успели к разделу рынка, оказалась на грани выживания. В«Маленькие бюро иВ раньше жили бедно, – говорит Владимир Малеев. – Некоторым в свое время показалось, что они нашли В«золотое дноВ», но действительность оказалась прозаичнееВ». Теперь выживать им приходится за счет непрофильной деятельности, вВ том числе иВ довольно экзотической – например, выдачи электронных цифровых подписей. В«Это совсем не связано с предоставлением кредитных отчетов, но иВ не запрещено закономВ», – признает гендиректор бюро БПЛ Андрей Шестаков. Побочных заработков не гнушаются даже достаточно крупные игроки: НКБ за плату предоставляет данные о юрлицах, их учредителях и руководителях из ЕГРЮЛ, аВ В«Экспириан-ИнтерфаксВ» – из базы СПАРК.Но кризис открыл и новые глубины для бизнеса БКИ. В«Помимо оценки рисков граждан, мы занимаемся оценкой кредитных рисков юриВдиВчеВских лицВ», – рассказывает Владимир Малеев. По его словам, оценка кредитных рисков компаний становится сейчас для его кредитного бюро существенным источником дохода. По докризисным данным ЦБ, на октябрь 2008 года 99,7% накопленных кредитных историй принадлежало фиВзиВчеВским лицам. Но теперь крен потихоньку меняется в сторону В«юриковВ». Это благодатная почва для бизнеса БКИ, уверены спеВциаВлиВсты. Теперь для принятия решения о выдаче кредита какой-либо компании банк старается получить в несколько раз больше информации, чем еще год назад, в том числе и ее кредитную историю. В«Спрос на этом рынке не только не падает в связи с кризисом, но и растетВ», – подтверждает Владимир Малеев.Гендиректор Столичного кредитного бюро Алексей Борздун утверждает, что к нему уже обращались несколько региональных банков с предложением предоставлять данные о корпоративных заемщиках, несмотря на то что само кредитное бюро официально начало работать лишь месяц назад. В«Конечно, этот сегмент рынка нам интересен, поэтому мы будем аккумулировать кредитные истории юрлицВ», – говорит Алексей Борздун.Несмотря на все сложности, на рынке продолжают появляться новые игроки: в конце февраля ФСФР внесла в свой реестр межрегиональное бюро кредитных историй В«КредоВ» (Камышин) иВ Пермское региональное бюро кредитных историй. Правда, по словам экспертов, у новых операторов очень мало шансов вклиниться в стройные ряды лидеров бизнеса.
Рубрики