Рубрики
Статьи

«Viberi» Бюро кредитных находок

«Viberi» Бюро кредитных находок
«Viberi» Бюро кредитных находокВ Когда в начале марта пиарщик одной из столичных алкогольных компаний Илья Березнюк пришел в банк за кредитом на ноутбук, ему настоятельно порекомендовали согласиться на передачу данных в бюро кредитных историй. Объяснение было простым: у клиента оставался небольшой остаВ­ток по кредиту в другом банке. Теперь за всеми его действиями в качестве заемщика будут следить в обеих кредитных организациях. «“Спасибо” кризису: такие продукты, как мониторинг заемщика, триггеры и различная аналитика, стали в последнее время гораздо более востребованнымиВ», – говорит гендиректор В«Эквифакс Кредит СервисизВ» Олег Лагуткин. По его словам, БКИ смещают приоритеты в бизнесе – от предоставления кредитных отчетов они движутся в сторону продуктов по поддержанию качества портфеля. АВ мониторинг заемщика – теперь одна из главных услуг, которые предоставляют бюро банкам.Неспортивный интерес. Менять бизнес-стратегию заставило резкое сокращение объемов кредитования и одновременно существенный рост просрочки по уже выданным ссудам. Еще осенью В«Эквифакс Кредит СервисизВ» заВ­пуВ­стил В«антикризисный пакетВ», включающий в себя В«триггер бюроВ» – продукт, позволяющий банку получать уведомления об активности заемщиков в других кредитных организациях. Схожий продукт под названием В«СигналВ» предоставляет и НБКИ. Предложение оказалось востребованным – уже в ближайшее время на рынке появится несколько аналогичных программ. В«Установив такую систему, можно получать информацию обо всех изменениях в статусе заемщика – например, оВ получении им ссуды в другом банке, просрочке или же пролонгации кредитного договораВ», – объясняет Василий Дубов, гендиректор В«Экспириан-ИнтерфаксВ», планирующего уже в ближайшее время выпустить такой продукт.Банкиры не скрывают интереса к новым предложениям БКИ. В«По своим заемщикам мне было бы полезно знать, как они платят в других банках и за какими кредитами еще обращаютсяВ», – говорит начальник управления розничного кредитования Московского кредитного банка Елена Корнеева. Правда, извлечь ощутимую практическую пользу из этой информации не получится. « случае просрочки в другом банке мы можем лишь морально подготовиться кВ тому, что с большой долей вероятности она возникнет и у насВ», – говорит Елена Корнеева.Поэтому, помимо мониторинга заемщиков, крупные кредитные бюро стараются помогать банкам в процедуре скоринга. Продукт под названием В«Скоринг бюроВ» предлагают, в частности, В«Экспириан-ИнтерфаксВ», НБКИ, В«Эквифакс Кредит СервисизВ». Он позволяет рассчитать вероятность возникновения просроченной задолженности более 90 дней в течение года после оценки заемщика. Подключив данную услугу, банк по запросу в бюро получает не только кредитный отчет, но и балл (в диапазоне от 1 до 850–1000), говорящий об уровне кредитоспособности поВ­тенВ­циВ­альВ­ноВ­го или действующего клиента. В«Продукт особенно востребован во время кризиса и может использоваться не только для выдачи новых ссуд, как принято считать, но также и для управления качеством кредитного портВ­феВ­ля, лимитами по пластиковым картам, а также для расстановки приоритетов при сборе задолженностиВ», – уверен Олег Лагуткин.Кстати, бюро столкнулись сВ наплывом самих заемщиков. В кризис все больше граждан по тем или иным причинам допускают просрочки по платежам, впоследствии интересуясь, как это отразилось на их кредитной истоВ­рии. По закону заемщик имеет право ознакомиться с ней бесплатно лишь один раз в год. Все остальные запросы обойдутся ему в 300–500 рублей. Однако вВ крупных бюро повышенное любопытство граждан вряд ли поспособствует серьезному росту денежного потока. В«Этот заработок для БКИ не может быть существеннымВ», – признает Олег Лагуткин. По словам Василия Белова, его бюро получает от заемщиков, регулярно проверяющих свою кредитную историю, не более 1% доходов. Примерно 40% – от продажи дополнительных продуктов и около 60% – за счет предоставления кредитных отчетов.Правда, по словам экспертов, продажи дополнительных продуктов будут расти. В«Сейчас кредитные организации готовы использовать все доступные средства, которые помогут им избежать убытковВ», – уверен гендиректор Национального кредитного бюро Владимир Малеев. Например, вВ бюро В«Экспириан-ИнтерфаксВ» проходит последнее тестирование продукт, позволяющий проводить ретро-анализ кредитных историй. Благодаря этому банк может оценить возможности своей скоринговой карты и при необходимости внести вВ нее изменения.Среди тех, кто мог бы стать потребителем новых продуктов кредитных бюро, Владимир Малеев называет и телекоммуникационных гигантов – В«ВымпелкомВ», МТС и В«МегафонВ». Им в условиях кризиса тоже приходится уделять гораздо больше внимания подключающимся абонентам, чтобы определить тех, кто уже В«отличилсяВ» стремлением не платить за разговоры. Данные об этих неВ­плаВ­тельВ­щиВ­ках, по мнению Владимира Малеева, могут пригодиться и банкам.Внимание юрлицу. Тем не менее большая часть кредитных бюро, которые по тем или иным причинам не успели к разделу рынка, оказалась на грани выживания. В«Маленькие бюро иВ раньше жили бедно, – говорит Владимир Малеев. – Некоторым в свое время показалось, что они нашли В«золотое дноВ», но действительность оказалась прозаичнееВ». Теперь выживать им приходится за счет непрофильной деятельности, вВ том числе иВ довольно экзотической – например, выдачи электронных цифровых подписей. В«Это совсем не связано с предоставлением кредитных отчетов, но иВ не запрещено закономВ», – признает гендиректор бюро БПЛ Андрей Шестаков. Побочных заработков не гнушаются даже достаточно крупные игроки: НКБ за плату предоставляет данные о юрлицах, их учредителях и руководителях из ЕГРЮЛ, аВ В«Экспириан-ИнтерфаксВ» – из базы СПАРК.Но кризис открыл и новые глубины для бизнеса БКИ. В«Помимо оценки рисков граждан, мы занимаемся оценкой кредитных рисков юриВ­диВ­чеВ­ских лицВ», – рассказывает Владимир Малеев. По его словам, оценка кредитных рисков компаний становится сейчас для его кредитного бюро существенным источником дохода. По докризисным данным ЦБ, на октябрь 2008 года 99,7% накопленных кредитных историй принадлежало фиВ­зиВ­чеВ­ским лицам. Но теперь крен потихоньку меняется в сторону В«юриковВ». Это благодатная почва для бизнеса БКИ, уверены спеВ­циаВ­лиВ­сты. Теперь для принятия решения о выдаче кредита какой-либо компании банк старается получить в несколько раз больше информации, чем еще год назад, в том числе и ее кредитную историю. В«Спрос на этом рынке не только не падает в связи с кризисом, но и растетВ», – подтверждает Владимир Малеев.Гендиректор Столичного кредитного бюро Алексей Борздун утверждает, что к нему уже обращались несколько региональных банков с предложением предоставлять данные о корпоративных заемщиках, несмотря на то что само кредитное бюро официально начало работать лишь месяц назад. В«Конечно, этот сегмент рынка нам интересен, поэтому мы будем аккумулировать кредитные истории юрлицВ», – говорит Алексей Борздун.Несмотря на все сложности, на рынке продолжают появляться новые игроки: в конце февраля ФСФР внесла в свой реестр межрегиональное бюро кредитных историй В«КредоВ» (Камышин) иВ Пермское региональное бюро кредитных историй. Правда, по словам экспертов, у новых операторов очень мало шансов вклиниться в стройные ряды лидеров бизнеса.