Битва за мировое соглашение
Битва за мировое соглашениеНа этой неделе кредиторы представят мировое соглашение в арбитражный суд для утверждения. Однако этот документ будет оспаривать Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО).
По состоянию на конец прошлого года основными кредиторами ГОКа являлись бюджеты всех уровней, представляемые Федеральной службой по финансовому оздоровлению и банкротству, «Мечел» и «СУАЛ-Руда». При этом, по словам начальника департамента общественных связей и информации ООО «Углемет-трейдинг» Виктора Новичкова, приходившаяся на бюджеты кредиторская задолженность четвертой очереди составляла почти 500 млн рублей, а задолженность пятой очереди, 90% которой приходится на «Мечел» и «СУАЛ-Руду», превышала 200 млн рублей. Напомним, что «Углемет-трейдинг» является российским оператором формируемой сейчас стальной группы «Мечел».
Кредиторы подготовили мировое соглашение и вынесли его этой весной на заседание ФСФО, которая высказалась отрицательно в отношении подготовленного документа, указывая на то, что внешнее управление проводится недостаточно качественно. Это вызвало удивление «Мечела» и «СУАЛ-Руды», которые считают, что Коршуновский ГОК с ноября 2002 года совершил значительный рывок вперед и полностью встал на ноги. Кроме того, как заявляет Виктор Новичков, за последние два месяца предприятие погасило задолженность четвертой очереди и ту часть задолженности пятой очереди, которая не приходится на «Мечел» и «СУАЛ-Руду».
Тем не менее ФСФО предложила собранию кредиторов рассмотреть вопросы о банкротстве предприятия, замене внешнего управляющего на временное внешнее управление и введении конкурсного производства. А затем федеральная служба поддержала и иск ВСЖД, который появился после того, как была назначена дата проведения собрания кредиторов.
По словам председателя совета директоров «Мечела» Алексея Иванушкина, есть серьезные основания предполагать, что ФСФО и ВСЖД действуют в интересах «ЕвразХолдинга», владельца Западно-Сибирского металлургического комбината (ЗСМК), который долгое время был монопольным потребителем продукции Коршуновского ГОКа. Как сообщают некоторые источники, иск ВСЖД был по доверенности подписан адвокатом, представляющим «ЕвразХолдинг». При этом задолженность Коршуновского ГОКа перед ВСЖД составляет всего лишь 5 млн рублей и на момент рассмотрения дела в суде была полностью погашена.
Напомним, что ЗСМК отказался покупать железорудный концентрат Коршуновского ГОКа в мае прошлого года, ссылаясь на высокие цены. В результате предприятие было вынуждено простаивать. По мнению представителей «СУАЛ-Руды», это было очевидным экономическим шантажом, поскольку ЗСМК никогда не скрывал своего интереса к приобретению ГОКа и включению его в свою структуру в качестве сырьевого элемента. При этом закупки со стороны ЗСМК прекратились после того, как «СУАЛ-Руда» отказалась от продажи Коршуновского ГОКа «ЕвразХолдингу».
«СУАЛ-Руда» занялась поиском альтернативных ЗСМК потребителей концентрата и в октябре заключила соглашение о стратегическом партнерстве с «Мечелом», по которому «Мечел» начал приобретать продукцию Коршуновского ГОКа. С ноября прошлого года по апрель нынешнего производство концентрата на предприятии выросло со 155 до 317 тыс. тонн в месяц. Таким образом, как говорит Виктор Новичков, предприятие было реанимировано, и кредиторы считают, что у ФСФО теперь нет оснований препятствовать мировому соглашению. Тем не менее в «Мечеле» ожидают, что федеральная служба обжалует решения собрания кредиторов в суде.
В «ЕвразХолдинге» отказываются комментировать обвинения «Мечела». Однако журналу Выбери.by удалось получить комментарий от руководителя ФСФО Татьяны Трефиловой. По ее словам, задолженность Коршуновского ГОКа четвертой очереди составляла на конец прошлого года не 500 млн рублей, а 2,3 млрд рублей, что подтвердили налоговые органы всех уровней. Предприятие находится уже четыре года во внешнем управлении в стадии восстановления платежеспособности. Однако платежеспособность ГОКа не улучшается, а, наоборот, ухудшается, что противоречит законодательству: за четыре года внешнего управления задолженность предприятия перед бюджетами увеличилась на 1,125 млрд рублей до 2,3 млрд рублей.
Кроме того, как отмечает Татьяна Трефилова, по закону срок внешнего управления может превышать 1,5 года только если есть поручительство от субъекта Федерации, оформленное в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса. По словам руководителя ФСФО, у Коршуновского ГОКа раньше было формальное поручительство, но оно не было оформлено в соответствии с требованиями кодекса, а в настоящее время субъект Федерации категорически отказался от этого поручительства. В ответ же на обвинения «Мечела» в адрес ФСФО Татьяна Трефилова сказала, что федеральная служба могла еще в прошлом году поставить вопрос о продаже предприятия в ходе конкурсного производства.
Когда коммерческие кредиторы предложили ФСФО заплатить в бюджеты не 2,3 млрд рублей, а 500 млн рублей, служба отказалась. После этого Коршуновский ГОК все равно заплатил эти 500 млн рублей, и ФСФО не дали участвовать в собрании кредиторов 27 мая. Однако по закону все равно надо погасить весь долг, и единственное, что можно сделать, — это предоставить рассрочку на какой-то незначительный период. Поскольку сумма задолженности слишком велика, предприятие все равно попадет в процедуру банкротства через месяц после заключения мирового соглашения, когда МНС начнет взыскивать долги, говорит руководитель ФСФО.
При этом Татьяна Трефилова заявила, что она не вызывала к себе внешнего управляющего Коршуновским ГОКом. По ее мнению, Игорь Помельников просто уклонился под этой формулировкой от суда — утром он провел в Иркутской области собрание кредиторов, а после обеда под предлогом вызова в Москву не явился на заседание суда, поскольку там должно было рассматриваться ходатайство ФСФО о его отстранении за многочисленные нарушения.
Рубрики