Рубрики
Статьи

«Viberi» Артем Федоров о розничном кредитовании

«Viberi» Артем Федоров о розничном кредитовании
«Viberi» Артем Федоров о розничном кредитованииДа, у банковской розницы есть очевидные достоинства. Во-первых, доля просрочки в ней в кризис росла намного медленнее, чем в корпоративном секторе. Во-вторых, частный заемщик гораздо терпимее к ставке по кредиту, что сейчас особенно важно, когда чистые процентные доходы банков падают. В-третьих, спрос, поддержанный заемными деньгами, помогает расшивать проблемы вВ секторах, ориентированных на конечного потребителя. Но все эти плюсы небезусловны, в России потребительское кредитование имеет ограниченный потенциал.На что люди берут взаймы? На покупку бытовой техники. Но доля российских производителей в этом сегменте невелика. Конечно, есть сборочные цеха западных или, скорее, восточных брэндов, но производственные цепочки коротки, основная добавленная стоимость создается вне России. На покупку автомобиля. Но кто может себе позволить, стараются приобретать импортные машины или плоды местной отверточной сборки. Спрос на продукцию В«исконноВ» российского автопрома поддерживается титаническими протекционистскими усилиями. Деньги идут не впрок, а в бездну.Еще занимают на покупку жилья. Но здесь спрос и так огромен – другое дело, что его платежеспособную составляющую отсекает административная рента. Коррупционные издержки вообще очень велики в России. Это тоже чьи-то деньги, глупые деньги, которые по определению не могут работать на повышение эффективности экономики. Большая часть их инвестиционного потенциала реализуется в покупке все той же недвижимости. Потребительские же настроения коррупционеров ориентированы на рынки более успешных стран.Смотрят на другие страны и люди, как раз уставшие от местной коррупции. И вот их бизнес-план: две квартиры в Москве – хватит на жизнь в Болгарии, пять квартир в Москве – можно думать об Испании, десять квартир в Москве – живи, где хочешь. Не работая, не изучая язык, просто на доходы от аренды. Так рассуждают люди, которые, по российским меркам, вполне успешны, которых причисляют к среднему классу. Одни по наивВ­ности полагают, что столичная недвижимость прокормит не одно поколение, другие закладывают в переселенческий проект расходы на заграничное образование детей.Безусловно, розничное кредитование в России помогает людям В«жить сегодня, а не завтраВ» (спасибо банкирам – без иронии), но его общая экономическая эффективность невелика. Потребительские ссуды уходят в оплату иностранных товаров, вВ какой-то мере поддерживают местное неэффективное производство, а возвращаются благодаря системе перераспределения сырьевых доходов. Неустойчивая конструкция, и не стоит питать иллюзий оВ счастье в рознице.В