Рубрики
Статьи

«Viberi» Артем Федоров о буме розничного кре­дито­вания

«Viberi» Артем Федоров о буме розничного кре­дито­вания
«Viberi» Артем Федоров о буме розничного кре­дито­ванияСотрудники В«СбераВ» усердно обзванивают владельцев зарплатного пластика и В«положительныхВ» заемщиков, предлагая кредитки. ВТБ24 снизил ставки по ипотеке. Чуть раньше пример ему подал ряд других крупных и не очень банков. На рекламных носителях депозитные продукты постепенно уступают место кредитным. Ссуды реально выдают не только в столице, но и в регионах. Не только федеральные, но и местные банки. Не только в рублях, но и в валюте. Условия постепенно возвращаются к докризисным. Была бы уВ человека работа и хоть какая-то зарплата.Данные ЦБ нового бума потребительского кредитования пока не обнаруживают: с начала года ссудный портфель по В«физикамВ» сократился на 8,9%, но снижение по большей части пришлось на первую половину года, а за август оно оказалось на уровне всего 0,6%. Не исключено, что к моменту сдачи номера сегмент потребкредитования вернулся к росту. Наверняка узнаем чуть позже, и в любом случае его объем все еще на 23,1% выше, чем в начале 2008-го.Доля просрочки по В«физикамВ» больше, чем по В«юрикамВ» (на 1 сентября 6,2 против 5,7%), но взглянем на динамику: с 1 января 2009-го этот относительный показатель по кредитам гражданам вырос в 1,7 раза, тогда как по кредитам нефинансовым организациям – в 2,7 раза. А если отсчет вести с 1 января 2008-го, то в 1,9 и 6,2 раза соответственно. То есть кредитоспособность розничных клиентов пострадала из-за кризиса гораздо меньше, чем корпоративных. И это без учета реструктуризаций, о масштабах которых известно лишь одно – они огромны.Граждане более выгодные дебиторы – они менее чувствительны к ставкам. Каких-то два-три года назад люди одаривали себя новыми телевизорами и холодильниками, выплачивая банкам по 50–70% В«эффективныхВ» годовых. И ничего, массовых банкротств не наблюдалось. Частный заемщик ценен и другим качеством: он – конечный потребитель, он покупает квартиры у девелоперов, машины у автодилеров, бытовую технику в розничных сетях – средства поступают как раз туда, откуда банки ждут возврата кредитов. Кстати, Росстат по итогам третьего квартала зафиксировал значительный – на 7 п.п. по сравнению апрелем-июнем – рост индекса потребительской уверенности. С показателем на уровне -25% Россия оказалась в компании таких стран, как Германия (-22,6%), Эстония (-25,1%), Словакия (-27,4). В«Положительные сдвигиВ» статистики объясняют в том числе В«снижением негативных оценок условий для крупных покупокВ». В общем, потребительские кредиты сейчас впору.Жаль, что уровень импортозамещения в секторе товаров длительного пользования невысок. Раз уж сам производитель автомобилей признается, что выпускает низкокачественные машины, никакой автокредитный бум ему не поможет. Сети по продаже бытовой техники не изобилуют отечественной продукцией. АВ строительный сектор формирует слишком большой спрос на иностранную рабочую силу, снижая спрос потребительский внутри России. Но этот сектор, по крайней мере, тянет другие отрасли именно отечественной промышленности.