Рубрики
Статьи

«Viberi» Анна Ким об образовании

«Viberi» Анна Ким об образовании
«Viberi» Анна Ким об образованииХорошая новость заключается в том, что вопросы обеспечения экономики сильными научно-техническими кадрами были затронуты на столь высоком уровне. Есть понимание того, что число вузов в стране превышает все разумные пределы, В«корочкуВ» может получить любой желающий (Дмитрий Медведев говорил о 200 тыс. одних только инженеров, выпускаемых ежегодно), а качество подготовки оставляет желать лучшего. Признается провал в сфере среднего профессионального образования: предприятия все острее ощущают дефицит квалифицированных рабочих. В общем, руководство страны видит существующие проблемы. Но все ли предложенные рецепты годятся для их решения?Взять хотя бы резонансную идею запретить или, по крайней мере, ограничить подготовку непрофильных специалистов в технических вузах. Понятно, что повсеместная штамповка пресловутых экономистов и юристов вредна. Но, с другой стороны, в стремлении избавиться от балласта не надо доходить до абсурда. Чем плох экономист, хорошо знакомый со спецификой конкретной отрасли? Ведь компании реального сектора часто жалуются на то, что вузы поставляют им В«полуфабрикатыВ», которые приходится доучивать и переучивать.Другое предложение – В«просто превратитьВ» В«непонятныеВ» платные вузы в ПТУ. Возможно, президент действительно знает простой способ заставить или хотя бы простимулировать собственников таких заведений, чтобы те полностью изменили концепцию бизнеса, вместо аудиторий с партами оборудовали мастерские, выгнали преподавателя теории менеджмента и на его место пригласили опытного слесаря.Российская система профессиональной подготовки плоха, но она сложилась такой, какая есть, по объективным причинам. Высшее образование еще в советские времена превратилось в социальную потребность (слово В«пэтэушникВ» уже тогда означало В«неудачникВ»). В условиях перехода к рыночной модели экономике понадобились люди, понимающие новые законы ее функционирования, а также способные разобраться в стремительно меняющемся правовом поле. Другое дело, что лишь небольшая часть постсоветского высшего образования оказалась способной таких людей готовить. Остальные не могли ничему научить, поскольку сами толком ничего не знали. Зато могли выдавать дипломы за деньги, этим и стали заниматься. Государство само усугубило эту проблему, финансово поставив вузы на грань выживания.Сейчас экономика предъявляет спрос на другие кадры – и по структуре, и по качеству. Важно, чтобы государство помогало образованию воспринимать эти сигналы и трансформироваться, реагируя на них. Не мешало умирать плохим вузам во имя эфемерной социальной стабильности. Не назначало руководителями перспективных вузов косных и консервативных людей, способных лишь выбивать деньги из бюджета. Помогало становлению экономики, в которой вознаграждались бы те, кто хочет и может заниматься созидательным трудом, а не те, кто изловчился присосаться к перераспределению нефтегазовых доходов.