Рубрики
Статьи

«Viberi» Анна Ким об антикризисном бюджете

«Viberi» Анна Ким об антикризисном бюджете
«Viberi» Анна Ким об антикризисном бюджетеС последней все просто. Человеку, до сих пор более или менее отслеживавшему антикризисные телодвижения правительства, программу можно вообще не читать. Там нет ничего нового. Собственно, она и не была предназначена для озвучивания свежих идей, цель другая – сформулировать уже одобренные меры языком, понятным В«простому россиянинуВ». Это видно даже при беглом прочтении: экономический кризис – В«мировойВ» и В«глобальныйВ», В«правительство будет с максимальной ответственностью подходить ко всем своим действиямВ», В«социальные обязательства государства перед населением будут выполнены в полном объемеВ», в общем, все как надо.Нам положено быть не хуже американцев, а там политики внятно излагают народу свои антикризисные меры. Правда, Белому дому в этом смысле объективно проще. В«МоторВ» экономики США – потребительский спрос, потому и главный объект помощи – население. Ему и налоговые вычеты, и облегчение кредитного бремени: это особых разъяснений не требует. В России экономика другая. Здесь люди видят, что рубль девальвирован, цены выросли, и не понимают, каким образом им помогает этому противостоять вливание ликвидности в банки или поддержка олигархов.Кстати, позитивный зарубежный опыт – это повышение не только прозрачности антикризисных мер, но и ответственности за их выполнение. Что было главной темой американских СМИ на прошлой неделе? Куда AIG девала деньги налогоплательщиков и чего заслуживают ее топы, получившие огромные бонусы за менеджмент сомнительного качества. Начнут ли в России задавать подобные вопросы? Как-никак, антикризисный пакет, заложенный в бюджет, стоит 1,61 трлн рублей. Четверть всех планируемых доходов. В экономику эти деньги пойдут через зарекомендовавшие себя структуры – Россельхозбанк, В«РосагролизингВ», РЖД, предприятия ОПК и, конечно, банки.Структурные и институциональные слабости российской экономики – главные ограничители антикризисной функции бюджета, ее стерилизаторы. Расходы по сравнению с уровнем прошлого года вырастут на четверть, но это номинальный рост. Высокая инфляция – вечная спутница слабой конкуренции – В«съестВ» немалую часть прироста. Это произойдет даже в В«неприкосновеннойВ» социалке. Например, в Институте экономики переходного периода отмечают, что расходы на стационарную медицинскую помощь вырастут по сравнению с прошлогодними на 24,8%. Но значительная часть затрат здесь – импорт медикаментов и оборудования. С учетом девальвации рубля этот прирост означает на практике неизменный объем медицинских услуг.Ну и непобежденная коррупция, конечно. Ее цена казалась приемлемой и для государства, и для бизнеса до кризиса (на нее жаловались, но терпели), теперь это бремя для обеих сторон тяжелее в разы. Неразвитые институты и высокая коррупция – главные аргументы против использования хорошего антикризисного инструмента, инвестиционных расходов государства. Все страны (во всяком случае, располагающие ресурсами) их наращивают, Россия – сокращает.В