Рубрики
Статьи

«Финанс.» Анна Ким о таможенном союзе

«Финанс.» Анна Ким о таможенном союзе
«Финанс.» Анна Ким о таможенном союзеПобочные эффекты, связанные с появлением таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, нарастают, словно снежный ком. С начала января оВ проблемах с ввозом импортной продукции уже успели сообщить поставщики алкоголя, ноутбуков иВ мобильных телефонов. Затем выяснилось, что интеграция встала на пути оборудования, необходимого для строительства сотовых сетей третьего поколения – 3G (задержка которого, заметим, – это отдельная история мучительно долгого диалога бизнеса иВ государства). Никто не может поручиться, что список жертв не продолжит удлиняться. Можно, разумеется, списать все на нерасторопность и бюрократизм отдельных ведомств и конкретных чиновников. Вероятно, это и будет сделано. Между тем простой и правильный вывод заключается в том, что сильные политические мотивы – плохая или как минимум недостаточная база для воплощения серьезных экономических проектов.Экономическая интеграция, начальной ступенью которой всегда служит таможенный союз, должна, по идее, вести к выгоде для всех ее участников. В первую очередь эта выгода возникает как результат снижения издержек вхождения бизнеса на новые рынки и усиления конкуренции. Но регулирование внешней торговли – непростой инструмент даже применительно к одной стране, настройка его в соответствии с интересами сразу нескольких стран требует времени и тщательной экспертизы. Это подтверждает опыт самого успешного интеграционного объединения – ЕС. Подписание в 1957 году Римского соглашения, в котором шесть стран зафиксировали намерение строить Европейское экономическое сообщество, и момент окончательного снятия таможенных барьеров разделили 11 (!) лет. Годы потребовались на выработку единой внешней политики в области торговли. Но, как известно, история учит тому, что она ничему не учит. Документы оВ создании таможенного союза главы России, Белоруссии иВ Казахстана подписали в конце ноября. В силу соглашение вступило с нового года. А к 2012 году альянс уже должен перейти на новый качественный уровень, став единым экономическим пространством. Что, замечу, предполагает устранение преград для потоков капитала и трудовых ресурсов.Достойны удивления даже не проволочки с выдачей новых лицензий и тому подобные В«мелочиВ». Частному бизнесу не впервой нести издержки политических амбиций. Символично, что к моменту запуска проекта между Россией и Белоруссией оставались неурегулированными сферы таких серьезных денежных интересов, как поставки и транзит нефти, а в придачу к тому – и электроэнергии. Таможенная война в качестве старта интеграционного объединения должна выглядеть даже довольно комично со стороны. Особенно если учесть, что с чисто формальной точки зрения Минск прав: в классической трактовке таможенный союз предполагает упразднение пошлин и прочих барьеров во взаимной торговле. Но поскольку при сложившейся схеме нефтяных потоков это категорически неприемлемо для России, стороны еще долго будут не в состоянии воспринять ситуацию с юмором.