«Viberi» Анна Ким о покупке Opel
«Viberi» Анна Ким о покупке OpelПохоже, что Сбербанк и Magna получат то, чего так долго добиваются – 55-процентную долю в Opel. Для российской стороны в этой сделке важно не только сделать деньги, но и получить доступ к технологиям. Эдакий В«золотой ключикВ», открывающий российскому автопрому в лице В«ГазаВ» дверь вВ новую жизнь, где нет места проклятому потребителями модельному ряду советских времен и позорному отваливанию у машины кусков через пару километров пробега.Насколько оправданны эти ожидания, сейчас еще слишком рано судить. По деньгам доля обойдется консорциуму относительно недорого, 500 млн евро. Стало быть, на обоих партнеров приходится по 250 млн евро. Помнится, В«АвтовазуВ» государство не пожалело 25 млрд рублей (около 540 млн евро), несмотря на отсутствие понятной перспективы когда-либо получить отдачу от этого вложения. Интересно, что покупка Opel тоже не лишена социального аспекта. Конечно, важно было заручиться политической поддержкой канцлера Ангелы Меркель, и получение государственных гарантий Германии на 4,5 млрд евро очень весомо. Но даны они были не ради дружественных отношений с Россией, а за принятие неслабых социальных обязательств. В первую очередь, не будут закрыты германские заводы автопроизводителя: вВ жертву будут принесены производства в других европейских странах (в том числе и там, где рабочая сила дешевле немецкой).Так или иначе, в летопись отечественного и мирового бизнеса будет вписан интереснейший кейс. Он может с равной степенью вероятности стать и историей успеха, и, напротив, одним из самых оглушительных провалов российского госкапитализма. Мартышке, как все мы помним, не принесли счастья очки. Так и технологии – только инструмент для достижения цели, им еще нужно суметь грамотно воспользоваться. Будем надеяться на то, что мастерства хватит, тем более что рядом будут опытные партнеры.Позитивный момент – не потенциальный, аВ уже реальный – заключается в том, что совершение этой сделки будет способствовать ломке существующих на Западе предубеждений против того, чтобы пускать в капитал новоявленных крупных инвесторов: русских, китайцев, индийцев и т. д. Вспомните, что еще пару лет назад любые разговоры о подобных планах вызывали в Европе и США прямо-таки бурю не самых приятных эмоций, особенно если речь шла о компаниях с государственным участием. Теперь настали другие времена, и кризис тому немало поспособствовал. Сильно пострадавший автопром – та самая отрасль, где подобные стереотипы сломать проще всего.Если уж задались целью развивать собственный автопром, то сейчас подвернулся, возможно, самый удобный случай. Идет большая распродажа, глупо вВ ней не поучаствовать. Китайские компании уже объявили о своем интересе к Saab, Hummer и даже Volvo. Если Россия не сумеет взять свое в этом процессе, как знать, насколько большая доля соотечественников через считанные годы пересядет на автомобили В«made in ChinaВ».В
Рубрики