Рубрики
Статьи

«Viberi» Анна Ким о налогах

«Viberi» Анна Ким о налогах
«Viberi» Анна Ким о налогахНалоговые стимулы для бизнеса, о которых объявил премьер Владимир Путин, – пожалуй, лучшая из антикризисных идей правительства, озвученных за последние недели. Федеральная часть налога на прибыль будет урезана на 4 процентных пункта, что позволит оставить в экономике 400 млрд рублей. Цифру, конечно, лучше воспринимать как условную: едва ли кто-то сейчас может с уверенностью спрогнозировать объемы прибылей следующего года. Регионам премьер предложил предоставить право снижать ставку для малого бизнеса, работающего по В«упрощенкеВ», с 15 до 5% и напомнил о возможности сокращать ставку стандартного налога на прибыль на 4В процентных пункта. Правда, едва ли регионы в следующем году смогут позволить себе такую щедрость за свой счет, и Минфину уже предложено над этим подумать. Премьер говорил еще об уплате налога наВ основании фактически полученной, а не В«бумажнойВ» прибыли, об увеличении амортизационной премии, которым бизнес сможет воспользоваться на год раньше, чем планировалось, об уменьшении сроков возврата НДС. Много позитивного сказал.Конечно, эти нововведения сделают доходную часть государственного бюджета странным документом, непонятно зачем написанным и имеющим к действительности весьма отдаленное отношение. Хорошо другое: в правительстве, очевидно, осознали, что кризис – проблема уже не только финансового сектора, и не отдельных компаний или отраслей промышленности. Ей официально придан статус общеэкономической. Следовательно, поддержка экономики, прежде точечная, становится более системной. Это лучше, чем оплачивать деньгами налогоплательщиков просчеты отдельных компаний в привлечении заемного капитала. И лучше, чем вливать сотни миллиардов рублей в банки, которые затем будут делать вид, что все это ушло вВ экономику в виде кредитов, а не валютный рынок.Бизнес, конечно, ждет большего. Например, едва ли при нынешних видах на 2009 год можно считать закрытой тему снижения НДС. Предложенное незадолго до кризиса повышение налоговой нагрузки через реформирование ЕСН ближе к 2010-му тоже может оказаться, мягко говоря, неуместным. Как и остающиеся в силе планы наращивания тарифов государственных монополий (они, впрочем, вызывали вопросы еще в те времена, когда Россию называли островом стабильности).Смущает еще и другой момент. Когда становится туговато с доходами, нормальная реакция – ужесточить контроль над расходами. Знает об этом каждая рассудительная домохозяйка. Но на федеральном уровне здравый смысл почему-то подсказывают совсем другое. Ослабляя доходную часть госфинансов-2009, Госдума в то же время принимает поправки, которые разрешают правительству перераспределять бюджетные средства без внесения изменений в закон о бюджете. Говорят, во времена кризиса так надо для большей оперативности. Не говорят, что иВ без того не самая прозрачная часть экономики окончательно выходит из-под контроля парламента и общественности.