Рубрики
Статьи

«Viberi» Анна Ким о бюджетных расходах

«Viberi» Анна Ким о бюджетных расходах
«Viberi» Анна Ким о бюджетных расходахВедомство Алексея Кудрина подготовило документ под названием В«Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 годаВ». Вполне понятное и правильное желание, особенно в период дефицита федерального бюджета. ВВ текущем году он, по прогнозу, составит менее 7% ВВП, и есть намерение за два года сократить его до 3%. Судя по поступающей в последние недели информации, выросшие за год цены на нефть привели не только к увеличению доходов бюджета, но и к активизации лоббистов, желающих приобщиться к их освоению. И вот Минфин выстраивает линию обороны. В программе предполагается, что федеральный бюджет на 2012–2014 годы будет утверждаться в новом формате: большая часть расходов будет представлена в виде программ. Их, в свою очередь, будут увязывать с целями, записанными вВ Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. Более того, по словам директора департамента бюджетной политики и методологии Минфина Алексея Лаврова, уже следующий бюджет В«по крайней мере, аналитическиВ» будет сформирован в разрезе долгосрочных и ведомственных целевых программ. Сейчас программно-целевым подходом охвачено всего 10–15% расходов. Большая часть государственных денег идет на финансирование деятельности бюджетных учреждений, и идея заключается в том, чтобы вместо этого финансировать оказание государственных услуг.Сама по себе попытка не нова: с аббревиатурой БОР (бюджетирование, ориентированное на результат) чиновники, помнится, носились еще лет пять назад. Стали ли с тех пор государственные расходы более эффективными? Регулярное появление на пресловутом сайте zakupki.gov.ru информации о тендерах на поставку таких товаров первой необходимости, как автомобили представительского класса и золоченые кровати, мешает ответить на этот вопрос утвердительно. Не подвергаю сомнению способность бюрократического ума найти обоснование для подобных расходов и в целевой программе, если Минфин будет на этом настаивать.Если серьезно, то программа вызывает множество вопросов. Во-первых, ко всем ли государственным функциям в принципе применим программно-целевой подход? Скажем, теоретически можно поставить задачу сокращения вдвое сроков выдачи загранпаспортов или регистрации нового бизнеса. Но с помощью каких количественных показателей можно измерить и оценить эффективность обеспечения, к примеру, национальной безопасности? Где взять тысячи чиновников, способных планировать расходы не по принципу В«как в прошлом году плюс инфляцияВ»? К чему может привести наделение получателей бюджетных средств большей свободой в принятии решений в условиях тотальной коррупции? Как заставить чиновников реально отвечать за провалы в выполнении программ? Ответы на все эти вопросы, вероятно, следует ожидать к 2012 году. Если к тому времени у правительства не найдутся дела поважнее.