Рубрики
Статьи

«Viberi» Андрей Школин об «Автовазе»

«Viberi» Андрей Школин об «Автовазе»
«Viberi» Андрей Школин об «Автовазе»Главное достижение В«Ростехнологий» – раскольцовка структуры собственности В«АвтовазаВ» и привлечение иностранного инвестора в лице Renault-Nissan. Поднапрягшись, можно вспомнить, что завод разработал якобы новую модель Lada Priora. В остальном – ничего выдающегося. В«АвтовазВ» по-прежнему неэффективен, содержит 115В тыс. работников – их число даже чуть увеличилось по сравнению с 2006 годом. По подсчетам В«Тройки ДиалогВ», долг завода на 31 декабря составлял 38В млрд рублей. Ничего страшного, если бы из него на краткосрочный не приходилось 80%. Явный дисбаланс налицо, и виноват в этом менеджмент, который теперь просит государство рассчитаться за его ошибки – оплатить из средств налогоплательщиков допэмиссию акций на 26 млрд рублей. Вероятно, нынешний президент В«АвтовазаВ» Борис Алешин был хорошим чиновником. Но менеджером оказался никудышным. Достаточно двух фактов, чтобы сделать такой вывод. Первый – на В«АвтовазеВ» работает 28 вице-президентов. Теория менеджмента говорит, что нормальный руководитель успешно может справляться максимум с девятью подчиненными, и лучше если их будет до семи человек.В  здесь – в четыре раза больше. Второй факт – недавнее заявление Бориса Алешина, что сокращать персонал завод не будет. Затраты на оплату труда 115В тыс. сотрудников В«АвтовазаВ» вВ 2008В году можно оценить в 30–35 млрд рублей. Безболезненно для себя завод может прогнать минимум три четверти персонала. Даже если оставшимся повысить зарплаты в два раза, экономия выходит сумасшедшая. Конечно, увольнять людей тяжело. Еще и по той причине, что ТольВ­ятВ­ти – моногород с единственным крупным работодателем. Другими словами, сокращенным сотрудникам проВ­сто будет некуда идти. Но это не должно заботить В«АвтовазВ». Спонсирование переселения излишков персонала или создание условий для появления новых предприятий в Тольятти – задача государства. ПроВ­стой подсчет: выплата увеличенных пособий по безработице в 10 тыс. рублей для 90 тыс. человек обойдется бюджету в 10,8 млрд рублей за год. ВВ течение трех лет – 32,4 млрд рублей. Немногим больше той суммы, что просит В«АвтовазВ». Зато на выходе получаем эффективное предприятие и людей, успевших найти себе за три года новое место работы (как вариант – занявшихся малым бизнесом). Тандему Путин – Медведев пора сделать выводы и принять меры. Вижу два варианта решения проблемы. Первый – государство нанимает для В«АвтовазаВ» за любые деньги талантливого западного менеджера и предоставляет ему всю полноту власти. Хорошая кандидатура – нынешний глава Renault-Nissan Карлос Гон, известный как убийца издержек. Проведу аналогии с футболом: с доморощенными тренерами российская сборная не могла выйти из группы. А с Гусом Хиддинком прошла в полуфинал, обыграв самих голландцев. Второй вариант – отдать контроль над В«АвтовазомВ» крупному западному концерну.